Грузы, следующие транзитом из Европы в Россию, задерживаются из-за усиленных досмотров на границах Беларуси со странами ЕС.

Призыв Александра Лукашенко закрыть границу страны с Литвой и Польшей пока привел лишь к усиленным досмотрам грузов, но срок срыва поставки европейских грузов в Россию через Беларусь уже доходит до 5 дней. При этом переориентация поставок на другие маршруты связана с увеличением издержек – логистическим операторам это невыгодно и из-за расположения консолидационных складов в Литве.

Массовые досмотры фур, следующих транзитом из Литвы через территорию Беларусь в Россию (как правило, это российские и белорусские перевозчики) начались еще в начале сентября. Позже стали распространяться слухи о «настоятельных рекомендациях» ввозить грузы в Беларусь не из стран Балтии. Позднее в Минтрансе Беларуси опровергли сообщения о возможном запрете въезда перевозчикам из Литвы, однако на нескольких пунктах пропуска (на границе Беларуси с Украиной и Польшей) начался ремонт, который может затруднить подъезд фур.

Решения, принимаемые белорусскими властями, бьют не только по литовскому бизнесу, но и по российскому – если в 2019 г. в среднем в Беларуси досматривалась 1 из 100 фур, следующих транзитом в Россию, то в последние две недели фактически все российские «сборки», въезжающие со стороны Литвы, отправляются на досмотр. В среднем сейчас срок срыва поставки европейских грузов в Россию через Беларусь доходит до 5 дней.

Российские операторы рассматривали два возможных объезда. Первый – напрямую из Латвии в Россию – это крюк в 200 км и удорожание перевозки примерно на треть, но и там фуры стоят на границе от 2 до 5 дней. Второй – через белорусско-польский участок границы, здесь крюк составляет 350 км. К тому же российским логистическим операторам, имеющим консолидационные склады в Литве (а таких большинство), крайне невыгодно направлять машину через польско-белорусский участок границы. Ситуация осложняется и тем, что до конца года Россия запретит ввоз без маркировки значительной части потребительских товаров – к обуви присоединятся вся текстильная отрасль, шины, фототехника, духи и др., это как раз те товары, которые сегодня составляют значительную часть европейского импорта. «Сегодня та же европейская обувь в основном маркируется на литовских складах. Литва, по сути, является хабом для европейских грузов, следующих на территорию России.

В последний месяц мы действительно заметили увеличение досмотров по товарам, которые идут транзитом через Республику Беларусь. Более того, приграничные терминалы в Бресте и Каменном Логе сейчас переполнены, и автомобили отправляют на досмотр в Минск. Однако пока рано говорить, с чем это связано. Мы работаем с перевозчиками из различных стран, и какого-то предвзятого отношения к представителям определенных государств не наблюдается. Сам досмотр проходит в стандартном режиме, – рассказывает директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic Алексей Мисаилов.

Одна из основных статей доходов в белорусском бюджете — обеспечение транзита. Этому способствует удобное географическое положение, а также государственная поддержка транспортной отрасли. Если мы говорим про импортные потоки в Россию, то на транзит через Беларусь приходится более двух третей автомобильных перевозок из Европы. Транзитом через балтийские страны перемещается порядка трети грузов, – дополняет Алексей Мисаилов.

В связи с заявлением о закрытии границ Беларуси с Польшей и Литвой Государственный пограничный комитет Беларуси, а также представители Польши и Литвы сообщают, что пункты пропуска работают в штатном режиме. На данный момент никаких официальных распоряжений и документов о закрытии границ нет. По информации водителей и наших представителей в приграничных таможенных агентствах, на границе с Польшей затруднений с транзитом нет, –говорит заместитель операционного директора по автомобильным перевозкам группы компаний AsstrA Наталья Шемякина.

Вместе с тем, на границе с Литвой могут быть сложности с более длительной процедурой досмотра грузов, что влияет на скорость транзита. «Сейчас очередь на досмотр может достигать 4-5 дней. Если ситуация с длительным прохождением литовской границы не разрешится, то некоторые перевозчики при наличии соответствующих дорожных разрешений могут рассматривать вариант доставки без транзита по территории Беларуси. В целом, пока грузопоток через границы с Беларусью не снизился, но компания в случае необходимости готова внедрять альтернативные маршруты и схемы доставки, – отмечает Наталья Шемякина.