Потребность в новом складе для ритейла не всегда заметна сразу. При этом, по мнению экспертов компании «Первый Бит», если дождаться таких выраженных признаков недостаточности площадей, как снижение выручки и фактическая нехватка места на складе, то можно ощутимо потерять в доходах.
Помимо этого, если упустить момент, то новый склад придется искать в ускоренном режиме, что, в свою очередь, может привести к вынужденному варианту с невыгодными условиями аренды, неоптимальной локацией с неподходящими характеристиками. Предлагаем на рассмотрение признаки, которые сигнализируют, что, возможно, уже стоит ставить задачу по переезду на новый склад.
- Очередь на погрузку-разгрузку
Если в зоне погрузки-загрузки начинают образовываться пробки, это первый признак нехватки площадей, персонала или количества складских доков для данной зоны. Зона погрузки-разгрузки, как правило, наиболее переполнены перед началом пика отгрузок. Важно отметить, что при направлении усилий на повышение оборачиваемости товаров на складе, выраженного дефицит площадей в зоне хранения и комплектации может не наблюдаться, а выручка будет расти. Но это явленное временное при котором снижается эффективности складской логистики, которое в дальнейшем приведет к ухудшению всех показателей.
- Увеличение среднего количества времени на доставку по торговым точкам
Данный пункт – следствие из предыдущего. Если машина опаздывает всего на несколько минут, то очевидно, ничего критичного не случится. Но, выехав со склада с опозданием на полчаса или более, с учетом увеличения транспортного трафика в утренние часы, водитель может добраться до торговой точки уже не к 8 утра, а к 9 часам. Для ритейлеров, которые торгуют непищевыми товарами, данный аспект не настолько критичен, однако, приемка товара в дневные часы может доставить неудобства для персонала магазина, послужить препятствием для обслуживания покупателей должным образом.
- Повышение числа ошибок в комплектации товара
Нехватка складских площадей и персонала оборачивается увеличением количества ошибок, которые случаются при необходимости форсирования процесса и, в свою очередь, приводят к возвратам, росту штрафов и, в целом, к понижению общего показателя качества выполнения заказов.
В сегменте фуд-ритейла часть товара имеет небольшой срок годности, поэтому логистические проблемы (возвраты товара) могут привести к порче продукции и, как следствие, к финансовым потерям.
Некорректная комплектация в сегменте non-food приводит к дополнительным перемещениям, что приводит к задержке смены ассортимента, затратам на логистику, а порой и к снижению продаж.
Если текущий склад не был автоматизирован, отсутствовала адреса система хранения, либо в каком-то аспекте не устраивала работа текущих бизнес-процессов, то оптимальным решением будет внедрить автоматизированную систему управления на текущем складе.
После чего уже масштабировать настроенные контуры на новый склад.
Таким образом, к моменту переезда уже будут обкатаны все бизнес-процессы для обеспечения бесперебойной работы нового склада и видны все остатки со старого.
Совпадение вышеперечисленных признаков – весомое основание для поиска площади под новый склад несмотря на то, что на общей выручке они могут серьезно и не сказываться – до поры. Ритейл – это сегмент, в котором нельзя не развиваться, поэтому отсутствие релевантного склада может стать серьезным препятствием для роста компании.