Российско-украинский конфликт будет иметь долгосрочные последствия для железнодорожной отрасли

После 24 февраля логистическая отрасль в Польше и соседних странах оказалась в полностью изменившейся рыночной ситуации. После периода шока и транспортного коллапса логистическая карта была построена заново. Последствия этой ситуации обсуждались экспертами, участвующими в конференции INTERMODAL IN POLAND 2022.

Прошлогодние санкции ЕС в отношении Беларуси и конфликт России и Украины вызвали серьезные изменения в грузовых перевозках в странах Балтии. LTG Cargo потеряла заказы на перевозку экспортных грузов из Беларуси в порты на Балтийском море. По этой причине Литовские железные дороги начали диверсификацию своей деятельности, что является серьезной организационной проблемой.

«Железная дорога не способна быстро адаптироваться к изменениям. Особенно это касается инфраструктуры. Ведь интермодальные перевозки имеют большой потенциал для развития грузовых железных дорог в Литве. Развивается сообщение на Rail Baltica. Появились новые связи с Украиной. Поэтому мы видим потенциал в интермодальном секторе», – сказал Рамунас Докшас, директор по развитию инфраструктуры LTG.

«Литовские железные дороги потеряли много заказов на перевозку белорусских грузов. Мы вынуждены были диверсифицировать наш бизнес. В настоящее время грузоотправители хотят использовать все доступные мощности, поэтому мы запустили транспорт из Клайпедского порта в польский через Каунас. В Литве, однако, не хватает подвижного состава стандартной колеи для перевозки угля, поэтому этот транспорт должен быть контейнеризованным», – прокомментировал Мацей Цетнеровски, директор по развитию интермодальных перевозок LTG Cargo Polska.

Мобилизация на границе

До начала войны мы готовили различные сценарии того, что может произойти на границе, но ни один из них не сработал. Мы должны были научиться быстро корректировать планы. Первоначально грузовые перевозки прекратились, и приоритетом была обработка гуманитарных грузов. Со временем грузовой транспорт вернулся, появились новые категории грузов, такие как зерно. Это потребовало адаптации деятельности пограничных служб для обеспечения беспрепятственного потока товаров. Сегодня можно сказать, что Администрация национальных доходов и другие государственные службы показали, что они могут быть гибкими и реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, – отметила Анна Сакович, заместитель директора Палаты налогового администрирования в Люблине.

Положение работодателей

Начало конфликта стало большим шоком для логистических компаний. Многие из них также нанимают работников из Украины. В первые дни конфликта стало ощутимым снижение количества заказов на перевозку грузов в/из Украины. Одесский порт был заблокирован. В связи с этим,  многие грузы стали перенаправляться в польские порты. В настоящее время у нас много заказов как на экспорт, так и на импорт от украинских клиентов. Наши склады используются для транспортировки грузов в/из Украины. Мы обрабатываем не только перевозки генеральных грузов в контейнерах, но и заказы на военные грузы и перевозку гуманитарной помощи, – сказал Томаш Ланговски, вице-президент Langowski Logistics.

История показывает, однако, что каждый экономический кризис вызывает определенную чистку рынка. Это замечают и логистические операторы. В прошлом году на железнодорожных маршрутах Китай – Европа возникла большая проблема заторов. Поездам приходилось ждать иногда 2 недели, чтобы пройти через переправу Брест-Тересполь. После начала войны произошла зачистка, которая была связана с уменьшением объемов перевозимых по Новому Шелковому пути. Благодаря этому улучшилось качество услуг, сократилось транзитное время и количество задержек, – отметил Марцин Сидорович, директор интермодального подразделения Spedcont.

Изменения в транспорте

Конфликт России и Украины, санкции ЕС в отношении России и Беларуси вызвали серьезные изменения в направлениях и видах перевозимых грузов. Железнодорожным перевозчикам, работающим в Польше, пришлось в короткие сроки адаптироваться к новым рыночным реалиям.

Автомобильный сектор принял решение о закрытии заводов в России, что вызвало снижение грузопотоков через Малашевиче. С другой стороны, мы начали обрабатывать больше грузов из портов Гданьск и Гдыня. Также вернулось грузовое сообщение через польско-украинскую границу, которое в предыдущие годы практически исчезло. После начала войны мы перевезли часть ресурсов из Малашевиче и Бранево в Дорохуск. Мы запустили транспортировку зерна. DB Group стала участвовать в организации гуманитарной помощи для Украины. Мы организовали транспортировку этих грузов через Славкув. Однако надо признать, что конфликт России и Украины обнажил некоторый проблемы. Инфраструктура не была подготовлена к обработке большого объема грузов, перевозимых через польско-украинскую границу, – сказал Павел Пучек, член правления DB Cargo Polska.

Большим вызовом для поляков стала организация новых экспортно-импортных каналов для Украины. Это также потребовало инвестиций со стороны польских компаний. Одним из таких каналов является терминал ETC Chełm. «До 24 сентября терминал в Хелме не функционировал. После начала войны возникла острая необходимость в экспорте грузов из Украины. Транспортные потоки были направлены на пограничный переход в Дорохуске. Мы инвестировали в бывшую базу «Мостосталь» и запустили новый перегрузочный терминал на стыке широких и стандартных путей. Нам удалось быстро адаптировать объект и получить разрешения на эксплуатацию. В настоящее время интерес компаний к перевалочным услугам настолько велик, что мы не можем принять все заказы. На пограничном переходе ждет большая очередь поездов, что является результатом отсутствия соответствующей инфраструктуры на польской стороне, – сказал Адам Мойски, директор по логистике в ETC Terminal Chełm.

Изменения видны и на Новом Шелковом пути. «После начала конфликта России и Украины мы оказались в новом мире. Задача состояла в том, чтобы сохранить доверие клиентов. К счастью, после периода неопределенности и шока, когда многие компании приостановили заказы на железнодорожные перевозки из Китая, эти перевозки вернулись в Малашевиче, – отметил Кшиштоф Издебский, председатель правления CMC Logistics Poland.

Вам нужно доставить груз из Китая? ООО «ВиПиэС спедишн» проконсультирует по железнодорожным перевозкам в/из Китая. Специализируемся на организации ускоренной ж/д доставке грузов из Китая в контейнерных поездах и доставке грузов авиасообщением. Заказать перевозку Китай-Европа или получить консультацию: +375333338989

ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!