В Беларуси хотят урегулировать деятельность такси. Яндекс.Такси станет вне закона.

Проект указа «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» может привести к переделу рынка таксомоторных перевозок в Беларуси. Не секрет что белорусские власти давно пытаются урегулировать рынок такси. До этого вопросы возникали по так называемым машинам «аренда авто», есть вопросы и к безналичным платежам с привязанной к приложению картой. Да и вообще наличие на рынке такси иностранного оператора «Яндекс.Такси», который занимает большую долю белорусского рынка таксомоторных перевозок вызывает много вопросов у властей.

В проекте указано, что целью изменений является обеспечение безопасности автомобильных перевозок пассажиров, создание условий для добросовестной конкуренции и повышение качества оказываемых услуг. Общественное обсуждение данного проекта не проводилось, по крайней мере об этом ничего не известно. Проект Указа – это рабочий документ, который на данный момент проходит этап обсуждения на уровне госорганов. Какие-то более конкретные, детальные обсуждения на данном этапе преждевременны, – сообщили в Минтрансе Беларуси. Остановимся на пунктах Указа, которые, окажут наибольшее влияние на рынок таксомоторных перевозок.

Водители оформляются только по трудовому договору, запрет на использование договоров подряда.

П. 1.1 Юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся автомобильными перевозчиками, привлекают физических лиц в качестве водителей транспортных средств на основании трудовых договоров.

Комментарий: Автомобильные перевозки пассажиров выполняются на постоянной основе. Для выполнения автомобильных перевозок пассажиров перевозчик должен привлекать водителей, состоящих с ним в трудовых отношениях. Привлечение водителей на основании гражданско-правовых договоров является недопустимым. Проблемы возникнут у тех, для кого работа в такси не является единственным заработком, либо у тех, кто совмещает работу с несколькими агрегаторами и службами такси.

Регистрационные карты и запрет на использование авто в личных целях.

П. 1.2 Деятельность по автомобильной перевозке пассажиров в нерегулярном сообщении осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании регистрационных карт транспортного средства, выдаваемых органом, уполномоченным на выдачу регистрационных карт. Деятельность по выполнению автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении без наличия регистрационной карты является незаконной и запрещается.

П. 1.3 Регистрационная карта выдается на каждое транспортное средство, используемое для автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. За выдачу регистрационной карты взимается государственная пошлина в размере 2 базовых величин, за внесение в нее изменений, выдачу дубликата – в размере одной базовой величины.

П. 1.4 Транспортное средство, на которое юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдана регистрационная карта, может использоваться только для выполнения автомобильных перевозок пассажиров.

Комментарий: Для легальной деятельности по оказанию услуг такси необходимо будет получить регистрационную карту на каждую машину. Причем нельзя будет использовать автомобиль-такси для деятельности, не связанной с выполнением автомобильных перевозок пассажиров. Например, сервис «Яндекс.Доставка» и другие сервисы доставки, автомобилями такси окажутся под запретом. Автомобиль-такси на который получена регистрационная карта не может использоваться в личных целях (пока не понятно кто и как это будет контролировать).

Запрещается деятельность иностранных операторов-такси.

П. 1.6 Деятельность в качестве диспетчера такси может осуществляться юридическими лицами с местом нахождения в Республике Беларусь, созданными в соответствии с законодательством Республики Беларусь, на основании карты допуска диспетчера такси.

Порядок выдачи, прекращения действия карт допуска диспетчера такси, форма карты допуска диспетчера такси, орган, уполномоченный на выдачу карт допуска диспетчера такси, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь. За выдачу карты допуска диспетчера такси взимается государственная пошлина в размере 100 базовых величин, за внесение в нее изменений, выдачу дубликата – в размере 1 базовой величины.

Деятельность юридического лица в качестве диспетчера такси на территории Республики Беларусь без карты допуска диспетчера такси является незаконной и запрещается.

Комментарий: Все службы такси для легальной работы в Беларуси должны получить карты допуска диспетчера. Деятельность иностранных операторов-такси под запретом в Беларуси. К примеру сервис «Яндекс.Такси» не сможет вести деятельность на территории Беларуси, так как является иностранной компанией.

Реклама в СМИ и Интернете допускается только диспетчера, имеющего карту диспетчера такси.

П. 1.6 проекта указа есть еще одно примечательное требование: «Информация, размещенная в средствах массовой информации и на интернет-ресурсах диспетчером такси, не имеющим карты допуска диспетчера такси, относится к информации, распространение которой запрещено».

Комментарий: Распространять рекламу в СМИ, в т.ч. в Интернете, к примеру, в социальных сетях будет запрещено диспетчерам-такси не зарегистрированным в Беларуси, т.е. не имеющим карты допуска диспетчера такси.

Таким образом, новые правила регулирование рынка таксомоторных перевозок, если они будут приняты, не только обеспечат серьезный передел рынка такси и приведут к вытеснению с рынка иностранных операторов, прежде всего «Яндекс.Такси». Не секрет, что данный оператор занимает в Беларуси большую долю рынка.

Обоснование принятие этого Указа.

Либерализация условий деятельности в области автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении (отмена лицензирования) привела к росту недобросовестной конкуренции как на рынке автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, так и на рынке перевозок пассажиров автомобилями такси.

Недобросовестная конкуренция на рынке перевозок пассажиров автомобилями-такси выражается в снижении тарифов на эти услуги, так как в результате отмены лицензирования в сфере перевозок пассажиров автомобилями-такси данный рынок перенасыщен предложениями перевозчиков. Например, в январе 2020 года тариф за 1 км пробега автомобиля-такси в г. Минске составил 75-85% от тарифа за поездку в наземном городском пассажирском транспорте, для сравнения, в июле 2013 года это соотношение составляло 200-400%».

Иностранные диспетчеры такси посредством глобальной компьютерной сети Интернет управляют технологическим процессом выполнения автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, включая прием и передачу заказов на выполнение автомобильных перевозок пассажиров, оказывают справочно-информационные, консультационные и иные сопутствующие услуги. Но, как показывает практика, эти компании при передаче заказов автомобильным перевозчикам заинтересованы лишь в финансовой составляющей, невзирая на законность выполнения таких перевозок, а зачастую иностранные диспетчеры такси занимают позицию и способствуют совершению автомобильными перевозчиками нарушений законодательства о транспорте (например, представители «Яндекс.Такси» «открыто призывают» автомобильных перевозчиков производить оформление автомобилей-такси вразрез с действующим законодательством, а представители «Убер» настаивают на классификации их деятельности как не такси)».

Мнение «Яндекс.Такси».

Мы ознакомились с проектом указа и разочарованы. Запрет работы иностранных юрлиц в условиях действующего банковского законодательства фактически означает закрытие рынка для всех платформ онлайн-заказа такси, – отметил  директор по корпоративным отношениям группы компаний «Яндекс.Такси» Александр Высоцкий.

Попытки зарегулировать рынок подобным образом приведут к удорожанию перевозок с одновременным снижением их удобства и качества для пассажиров; потере рабочих мест и возможности подработки для водителей, указал Александр Высоцкий.

При этом указ не устраняет ключевые проблемы рынка – например, улучшение конкурентной среды с одновременным увеличением собираемости налогов, а ведь онлайн-платформы как раз способствовали этому, в том числе благодаря внедрению безналичной оплаты. Документ не решает вопрос с использованием программных касс вместо дорогих рудиментарных счетчиков, хотя в розничной торговле подобное разрешено. Полностью проигнорирован опыт России и других соседних стран, который показывает, что все, к чему приводят подобные требования сверхжесткого административного давления, – это расцвет «серого» рынка, из-за чего пострадает бюджет государства, – считает Александр Высоцкий.

Контроль за безопасностью поездок – еще один аргумент авторов указа — на «сером» рынке перевозок тоже будет невозможен, в то время как у онлайн-платформ для этого есть все необходимые технологии, – отметил директор по корпоративным отношениям группы компаний «Яндекс.Такси».

Со своей стороны мы готовы обсуждать с Минтрансом Беларуси и иными заинтересованными государственными органами пути совершенствования законодательства в сфере автомобильных перевозок. Мы всегда выступали за одинаковые подходы со стороны регулятора ко всем игрокам рынка перевозок, вне зависимости от государственной принадлежности и размера компании, будь то индивидуальный предприниматель, перевозчик с несколькими сотнями машин или международная онлайн-платформа, – сказал Александр Высоцкий.

Мнение водителя «Яндекс.Такси».

Действительно если раньше разница в стоимости поездки на такси и общественном транспорте была существенная, то теперь поездки стали дешевле и значит более доступнее. Не секрет что многие водители «Яндекс.Такси» даже были недовольны низкими тарифами, проходили забастовки водителей. Да и 23%! от стоимости заказа приходится отдавать Яндексу и еще 5% – автопарку (компания, имеющая договор с Яндекс.Такси) от которого водитель работает на своей машине или на машине автопарке. Если машина арендная (машина автопарка), то это еще от 35 р. в день за аренду машины. Также водитель-ИП платит еще 5% налога от всех доходов (если он использует УСН). В общем с приходом Яндекс.Такси водитель стал в разы меньше зарабатывать, а расходная часть даже выросла (обслуживание машины, бензин и т.д.).

Но свято место пусто не бывает, – говорит водитель Юрий. Не будет «Яндекса» водители пойдут работать в другие службы, которые в Минске есть. Да и у большинства служб-такси в Минске тоже есть приложения, заказ такси через которые, происходит без участия диспетчера, и кстати % вознаграждения диспетчера там значительно меньше.

Но действительно, низкая стоимость такси у «Яндекса» фактически привела к тому, что там большая доля заказов, потребители просто побежали туда и соответственно туда же побежали и водители. Другие службы такси фактически и повысить стоимость услуг такси не могут, потому что сейчас тарифы диктует «Яндекс.Такси», занимая большую долю рынка. Но это же рынок, конкуренция усиливается, стоимость снижается – это же очевидно, так происходит и в других сферах. Доступность услуг такси в Беларуси действительно выросла, потребитель в этом случае в выигрыше, и использование приложения – дало максимальное удобство, процесс автоматизирован, диспетчер не нужен. С приходом Яндекса безусловно потребитель выиграл. Фактически, в случае принятия этого Указа, передел рынка таксомоторных перевозок в Беларуси неизбежен.

КОММЕНТАРИИ

Войдите, чтобы оставить комментарий