Компания PRO-LOG изучила статистику 15 крупнейших портов ЕС.
В 2021 году 15 крупнейших портов ЕС в совокупности обработали 78 млн TEU, что на 5% больше, чем в 2020 году. Подавляющее большинство ИЗ 15 крупнейших портов продемонстрировали положительные показатели роста в 2021 году.
Роттердам, возглавляющий рейтинг, укрепил свои позиции в качестве крупнейшего европейского порта. Грузооборот этого порта вырос в 2021 году на 7,8%, после падения на 3,2% в 2020 году.
Порт Антверпен был единственным крупным портом в Европе, который смог показать положительные показатели роста (+1,4%) в 2020 г. В 2021 году его контейнерный объем оставался стабильным на уровне 12 млн TEU.
Напомним, в апреле этого года портовые власти Антверпена и Зебрюгге сообщили об объединении в единый порт Антверпен-Брюгге. Их совокупный объем достиг 14,1 млн TEU в 2021 году (+1,9%). И Роттердам, и Антверпен обработали в 2021 году немного больше объемов, чем в 2019 году, и значительно больше контейнеров по сравнению с 2007 годом (+42% и +47% соответственно).
В 2019 году изменения в графиках линейных перевозок альянсов (частично за счет Бремерхафена) и программа углубления и расширения Эльбы способствовали возрождению Гамбурга. Однако COVID-19, похоже, остановил это возрождение, снизившись на 7,9% в годовом исчислении в 2020 году и скромным ростом на 2,2% в прошлом году.
Объем обработанных контейнеров в Гамбурге по-прежнему на 5,9% ниже результата 2009 года до коронавируса и даже на 11,9% ниже рекордного 2007 года, что резко контрастирует с моделями роста, наблюдаемыми в Роттердаме и Антверпене.
Разрыв между Роттердамом и Гамбургом в настоящее время составляет около 6,6 млн TEU, а Антверпен обрабатывает на 3,3 млн TEU больше, чем Гамбург. В 2021 году эти три крупнейших порта Европы обработали 36 млн TEU (+3,2% по сравнению с 2020 годом и +0,3% по сравнению с 2019 годом). Бремерхафен поднялся на одну позицию в рейтинге после годового роста на 5,5%.
Крупные перевалочные узлы Пирей, Альхесирас и Джоя-Тауро наоборот зафиксировали снижение TEU в 2021 году. Резкий рост порта Пирей остановился в последние несколько лет: годовой спад составил 2,2% в 2021 году и 3,8% в 2020 году. Пирей уступил 4-е место в рейтинге Валенсии, хотя разрыв в TEU остается небольшим.
Испанский перевалочный узел Альхесирас также не смог удержать свои позиции в рейтинге, так как порт в полной мере ощущает на себе усиление конкуренции за перевалку грузов вокруг Гибралтарского пролива. В то время как Барселона, Валенсия и Синиш обработали больше грузопотоков в 2021 году, пропускная способность Альхесираса упала на 6,1%. Крупнейшим хабом для перевалки в этом регионе является компания Tanger Med в Марокко с ростом на 24,3% и достижением 7,1 млн TEU в 2021 году (обратите внимание, что Tanger Med вырос на 20% в 2020 году).
Средиземноморский перевалочный узел Джойя-Тауро продемонстрировал значительный рост в 2020 году, поскольку Terminal Investment Limited (TiL) стала полным владельцем контейнерного терминала Medcenter («MCT») в Джоя-Тауро после приобретения 50% акций у Contship Italia летом 2019 года. В 2021 году в Джойя-Тауро наблюдалось небольшое снижение на 1,5%.
Большинство портов в нижней половине таблицы зафиксировали двузначный рост. Сильный рост в 2021 году Барселоны, Гавра, Марсашлокка, Генуи и Гданьска компенсирует основные потери трафика, понесенные в 2020 году.
Из всех портов в нижней половине таблицы только Генуя не смогла показать пропускную способность TEU, превышающую показатель 2019 года. объем. Однако данные о Генуе не включают близлежащий объект Вадо-Лигуре, которым управляет тот же орган портовой системы. Этот новый объект значительно вырос в 2021 году.
Рост грузооборота Гавра и Барселоны весьма поразительно. В 2020 году Гавр сначала сильно пострадал от французской национальной забастовки в декабре 2019 года и январе 2020 года, а затем в полной мере испытал на себе снижение объемов азиатских грузов. Однако в 2021 году французский порт сильно восстановился, и все больше перевозчиков выбрали Гавр отчасти из-за сбоев в цепочке поставок в других крупных портах Северной Европы.
Резкий спад в Барселоне в 2020 году был в значительной степени связан с коллапсом транзитных перевозок в первой половине 2020 года. Меньше пострадали потоки импортных/экспортных контейнерных грузов в каталонском порту. В 2021 году Барселона укрепила свои позиции на рынке перевалки море-море, а также приняла больше транзитных грузов.
Зебрюгге и Синиш замыкают топ-15 рейтинга. Эти порты уже продемонстрировали высокие показатели в 2020 году и еще больше укрепили свои позиции в 2021 году. Объемы Zeebrugge в 2021 году были на 23,9% выше, чем в 2019 году, что отчасти связано с высокими показателями работы его терминала Cosco Shipping Ports. Португальскому порту Синиш удалось добиться еще большего успеха, продемонстрировав впечатляющий рост на 28,2% за двухлетний период.