Европейские перевозчики могут въезжать в Беларусь только для перецепки.
С 16 апреля перевозчики могут въезжать в Беларусь только для перецепки. Автомобили перевозчиков ЕС оставят грузы в приграничных белорусских транспортно-логистических центрах, которые работаю круглосуточно. Оттуда грузы будут везти на Восток автомобили, принадлежащие белорусским и российским перевозчикам, – сообщают польские СМИ.
С 00.00 часов 16 апреля 2022 г. вводится запрет на перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза в Беларусь автотранспортных средств (автомобилей и тягачей), зарегистрированных в Европейском союзе, – сообщает Минтранс Беларуси.
Исключение составляет их следование через определенные пункты пропуска в специально установленные места для осуществления грузовых операций и перецепки. Такими местами определены приграничные ТЛЦ и сервисные зоны.
До 23 апреля данное ограничение не будет применяться к транспортным средствам, зарегистрированным в ЕС, которые въехали на территорию Беларуси до 16 апреля 2022 года.
Транспортные средства, зарегистрированные в ЕС, перевозящие почтовые отправления и живых животных, следуют без ограничений.
Определен перечень мест, в которые могут следовать зарегистрированные в ЕС транспортные средства, для осуществления грузовых операций и перецепки из близлежащих пунктов пропуска. ГТК по согласованию с Минтрансом будет определять иные такие места.
Напомним, что с 9 апреля введен запрет на въезд в ЕС для белорусских и российских перевозчиков. До 16 апреля все белорусские и российские грузовики должны выехать с территории ЕС. Пока не понятно будут ли применяться к неуспевающим выехать какие-то штрафные санкции, но в любом случае выезжать грузовики должные пустые.
Таким образом, россияне и белорусы возьмут на себя доставку грузов на Восток. Министерство транспорта Беларуси подсчитало, что в 2021 году стоимость транспортно-экспедиторских услуг увеличилась в годовом исчислении почти на 40% до 8,6 миллиарда бел.рублей, из которых 76% приходится на автотранспортные компании.
По мнению участников рынка, наиболее прибыльным направлением для белорусских и российских перевозчиков была перевозка грузов из/в Европу (включая из/в Китай). Министерство транспорта Беларуси не располагает данными о том, какой процент перевозок осуществлялся на запад. По данным Министерства транспорта Литвы, литовско-российскую и литовско-белорусскую границы пересекают в основном траки из России (52%) и Беларуси (22%), в то время как на литовских перевозчиков приходится всего 14%.
Правительство Беларуси обеспокоено тем, что закрытие границы ЕС приведет к коллапсу автотранспортной отрасли, которая обеспечивает более 30 тыс. рабочих мест и занимает второе место по экспорту услуг после IТ. В 2021 году объем экспорта транспортных услуг достиг самого высокого показателя в истории Беларуси – 4,3 млрд долларов.
Напомним, белорусские перевозчики выступали за введение ограниченных санкций, чтобы оставить вариант перевалки и перецепки в приграничных ТЛЦ.