У каждого футбола есть свой лев. У российского – знаменитый вратарь Лев Яшин, у европейского – экс-главный тренер сборной Германии Йоахим Лев. Есть свои львы и у отечественной игры. 2 сентября на стадионе ФК «Минск», который уже в седьмой раз принимал Международный любительский турнир «Carrier’s Cup», они встречали участников и болельщиков. Белые львы на высоких синих полотнищах развевающихся по ветру флагов. Означало это одно: генеральным спонсором и партнером турнира и в этом году выступило ООО «Белтракэндбас», являющееся сегодня официальным дистрибьютором SINOTRUK INTERNATIONAL в Республике Беларусь.
Тягачи этого производителя, пришедшего на белорусский рынок в прошлом году, львы украшают в знак технологического родства с брендом MAN. Но насколько похожи между собой китайские и немецкие «львы»? Удалось ли тягачам, произведенным в Китае, заменить для автоперевозчиков нашей страны европейскую технику? И как поддержка «Carrier’s Cup» помогает дилеру в решении коммерческих вопросов?.. Этим мы поинтересовались у Виктора Давыденко, директора ООО «Белтракэндбас».
– Виктор, за последние полтора года ситуация на рынке для Вашего бизнеса изменилась кардинально. Поставка тягачей MAN в Беларусь прекратилась, и, хотя компании удалось переориентироваться на китайские грузовики, было это, наверняка, не легко и не просто. И все же в этом году Вы снова здесь, и ООО «Белтракэндбас» – снова партнер «Carrier’s Cup»…
– А кто, если не мы? ООО «Белтракэндбас» поддерживает «Carrier’s Cup» уже много лет, и совсем не хочется, чтобы спортивные инициативы, которые реализуются под этим брендом, каким-то образом пострадали – были на время заморожены или еще что-нибудь с ними произошло. Важно сохранить приобретения и наработки, которые сделаны в предыдущие годы. В «Carrier’s Cup» цепляет очень многое. Эти инициативы всегда очень позитивные по своему настроению. Опять же они объединяют по-настоящему увлеченных людей – любителей спорта. И, что немаловажно, это те площадки, на которых собирается наша целевая аудитория, – международные автомобильные перевозчики, в том числе наши многолетние партнеры и хорошие друзья. С профессиональной точки зрения, в Беларуси подобных мероприятий, которые бы объединяли профессионалов-перевозчиков, не так и много. Еще специализированная выставка «БАМАП», которая проводится в мае, и пожалуй, всё. Так что, могу сказать с уверенностью, ООО «Белтракэндбас» и в дальнейшем будет поддерживать «Carrier’s Cup».
– То есть, одним из ключевых стимулов в этом партнерстве является все же коммерческий интерес?
– Скажу так: всё, что связано с бизнесом, от бизнеса и питается, и потому коммерческий интерес, коммерческая составляющая… да, являются важными для этой работы. Мы дорожим своим местом на рынке, не намерены ослаблять своих позиций, и понимание этого помогает нам выстраивать стратегию взаимодействия, партнерства с международными автомобильными перевозчиками. Поддержка «Carrier’s Cup» – один из подходов, один из элементов этой стратегии.
– Но спортивная составляющая тоже имеет для Вас значение? Я наблюдал за Вами во время турнира, Вы – азартный болельщик. Да и потом, в 2020 году в интервью после завершения такого же футбольного турнира на вопрос о том, за кого болели, Вы ответили: «За Белтехносервис, они на автомобилях MAN ездят!» В этом году эта новополоцкая команда стала победителем турнира.
Болели за них, или у Вас новый фаворит?
– В этом году я болел сразу за несколько команд. Общим для них моментом, что, наверное, не удивительно, являются крепкие партнерские отношения. Таких компаний среди участников турнира было достаточно: Дженти, APS, Белтехносервис… Кстати, в парках этих компаний сегодня уже немало автомобилей SITRAK. А за команду Белтехносервис я особенно рад: ребята из Новополоцка давно участвуют в турнире, и хотелось, чтобы они наконец смогли добиться победы, к которой настойчиво шли.
Если же говорить о партнерстве в целом… Участниками турнира являлись не только команды предприятий, выполняющих международные автоперевозки, но и команды тех компаний и организаций, которые помогают перевозчикам заниматься своим делом. Райффайзен Лизинг и Технобанк, например. И оба эти партнера имеют важное значение для успешной работы ООО «Белтракэндбас». Так что круг команд, за которые можно болеть, только перевозчиками не ограничивается.
– На турнире для уже действующих и потенциальных партнеров ООО «Белтракэндбас» провело презентацию одного из тягачей SITRAK. Кому она адресована, кто сейчас приобретает китайские автомобили, которые производит Sinotruk Group?
– Главным фактором в работе автодилера является экономическая ситуация, в которой находятся международные автоперевозчики. Сегодня пока о стабильности на рынке перевозок говорить не приходится. Любое планирование, если оно и имеет место, носит краткосрочный характер. На текущий момент времени перевозчикам важно выжить, уцелеть, остаться на рынке. Именно эти перевозчики будут работать на рынке, когда ситуация изменится к лучшему.
– Обновление автопарков – один из способов остаться на рынке, ведь развиваться можно, пока владеешь техникой, способной эффективно работать. Как в этом смысле тягачи SITRAK могут помочь компаниям-перевозчикам? Их называют китайскими MANами… Такое определение справедливо?
– Первые тягачи отечественным компаниям мы поставили больше года назад – в июле 2022-го. Как говорится, было время разобраться в машинах. Наши специалисты, занимающиеся сервисным обслуживанием, говорят, что схожесть с автомобилями MAN очень высокая. Компонентная база – двигатель, мосты, коробка, топливная система – очень похожие. Двигатель – D26, коробка передач – ZF, топливная система – Bosch, ну, и так далее. Скажу проще: когда машина впервые появилась на рынке, нам ее не пришлось изучать досконально. Исключение составляют, пожалуй, только электрическая и электронная части машины. Это своя диагностика и еще ряд различий, которые имеют значение для обслуживания техники. То есть, сходство велико, но своя, китайская, специфика все же имеется.
Не могу сказать, что это плохо. Грузовики SITRAK, по предварительным оценкам, займут в этом году половину всего экспорта тяжелой автомобильной техники из Китая. Это, думаю, говорит о том, что именно эти грузовики среди всех производимых в Китае, пользуются в мире высоким спросом.
– Но поставить тягач на рынок – мало, важно еще обеспечить его обслуживание. А это диагностика, поставка необходимых запчастей и так далее…
– В этом смысле, Sinotruk Group выгодно отличается от других производителей: это производитель полного цикла, Sinotruk Group сам производит все компоненты. И двигатели, и мосты, и кабины, и другие компоненты. Так что в обслуживании SITRAK нет многих из тех проблем, которые, как говорят, присущи иным китайским автомобилям.
Кроме того, у Sinotruk Group самая большая сервисная сеть на постсоветском пространстве. Здесь я говорю о таких странах, как Беларусь, Россия, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и других. За последний год сформированы склады запчастей, что позволяет говорить о том, что в сервисном обслуживании автомобилей перебоев возникнуть не должно. Более того, уже нарабатывается страховая практика, в рамках которой мы заменяли, например, кабину и иные компоненты, и в этой работе также не возникало никаких проблем, касающихся ремонта и обслуживания тягачей китайского производства.
– А обратная связь с производителем есть? Ведь, как еще недавно рассказывали международные перевозчики, европейские грузовики стали такими, какими они были в последние годы, благодаря тому что производители слушали и слышали претензии покупателей техники – международных перевозчиков…
– Sinotruk Group уделяет такой информации о своей технике много внимания. Но, конечно, обратная связь пока еще только налаживается между китайским производителем и белорусскими покупателями SITRAK. Во-первых, сказывается сравнительно небольшое время, прошедшее с момента, когда эти автомобили появились на рыке. Во-вторых, имеют значение масштабы производства SITRAK в Китае. Они огромные. И пожеланий, поступающих с разных рынков, тоже много. Всё это затрудняет такую работу. Но изменения, пусть не так быстро, как хотелось бы, все же происходят в тягачах: сейчас немало изменений, обусловленных более тяжелыми условиями эксплуатации (высокая влажность, низкие температуры и так далее) грузовиков в России, вносится под потребности российского рынка. Об этом, кстати, много говорилось на Форуме глобальных партнеров SINOTRUK, который проходил в Казахстане, в Астане 3–5 сентября.
– А на какое-то финансирование от производителя, как это было в случае с европейской техникой, покупатели китайских тягачей могут рассчитывать в ближайшее время?
– На китайском рынке, понятно, эти инструменты имеются, они работают. Но нужно какое-то время для того, чтобы такое финансирование дошло и до нас. Ведь и финансовые инструменты европейских производителей тоже не в один момент появились.
Как мне кажется, сейчас даже не наличие финансирования от производителя играет главную роль, а состояние экономики отечественных транспортных предприятий, о чем я уже говорил вначале. Важно, чтобы рынок стабилизировался, восстановился, и чтобы перевозчики увидели перспективу в работе. Хорошо бы, государство нашло возможности для того, чтобы поддержать автотранспортные компании, и в целом рынок белорусских международных автомобильных перевозок. А мы от этих процессов зависим самым непосредственным образом. Если не будет рынка, не будет и продаж.