В Беларуси автомобилисты продолжают игнорировать прохождение техосмотра.
По данным УП «Белтехосмотр», за январь-октябрь 2020 г. – техосмотр прошли 619 919 транспортных средств, что на 36,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом по данным УГАИ МВД на начало 2020 г. в Беларуси было зарегистрировано более 3,685 млн автомобилей.
Спад автомобилей, проходящих техосмотр наблюдается в Беларуси с 2014 г., когда был введен так называемый «дорожный сбор» (госпошлина за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении). Без уплаты дорожного сбора техосмотр пройти не возможно. Причем дорожный сбор нужно оплачивать до прохождения техосмотра на весь период, т.е. до следующего ТО. Соответственно автомобили, которые не проходят техосмотр, не оплачивают и дорожный сбор. Бюджет недополучает огромные суммы, которые должны идти на строительство и реконструкцию автомобильных дорог.
Значительная часть владельцев автомобилей избегает техосмотра и соответственно не платит дорожный сбор.
Отвязать оплату дорожного сбора от прохождения гостехосмотра планировали еще в 2019 году, но этого так и не произошло. 16 ноября 2020 г. на совещании Александр Лукашенко опять поднял тему дорожного сбора. Речь идет об отвязке дорожного сбора от прохождения техосмотра. Вопросы вызывает не участие в финансировании ремонта дорог, а сам механизм уплаты сбора.
Как известно, ранее предлагалось два варианта нового механизма уплаты дорожного сбора. Первый заключается в том, чтобы отменить действующую госпошлину и взамен ее ввести новый сбор или налог, но уже без привязки к прохождению техосмотра, причем с возможностью ее оплачивать за месяц, два или год, т.е. за тот период, в течение которого водитель планирует использовать свое транспортное средство. Второй – включить дорожный сбор в стоимость топлива.
Как отмечает главный редактор INFOTRANS.BY Дмитрий Курочкин, к первому варианту вроде бы и готовы, но отсутствует техническая возможность в автоматическом режиме контролировать оплату этого сбора, если речь идет о возможности оплаты сбора только за время использования авто. Ведь для этого нужен серьезный контроль на основе информационной системы фото- и видеокамер, а также работников транспортной инспекции, органов внутренних дел и судебных исполнителей. Технически к этому пока не готовы в Беларуси.
Второй вариант – включение дорожного сбора в стоимость топлива также имеет негативные черты. В этом случае, кто больше ездит, тот больше платит, не уплатить этот сбор будет не возможно. Однако в сегодняшних условиях официальный Минск хотел бы избежать резкого роста топлива, а это неизбежно при включении дорожного сбора в стоимость топлива.
Поэтому сегодня, пока только лишь есть понимание, что дорожный сбор должен быть отвязан от техосмотра. Но вопрос порядка его взимания и самое главное контроля оплаты, еще не проработан. Да и пока непредсказуема реакций общества на такие изменения, официальный Минск не хотел бы усиливать протестное движение такими изменениями, тем более что они затронут значительную аудиторию автомобилистов.