До сих пор не решен вопрос по дорожному сбору.
16 ноября на совещании Александр Лукашенко отказался рассматривать вопрос дорожного сбора и поручил Правительству Беларуси и парламенту решать вопрос с дорожным сбором. По данному вопросу до сих пор не выработано окончательное решение. Речь идет об отвязке дорожного сбора от прохождения техосмотра. Вопросы вызывает не участие в финансировании ремонта дорог, а сам механизм уплаты сбора.
Цель взимания государственной пошлины за допуск транспортных средств к дорожному движению – привлечь всех пользователей дорог к финансированию их содержания. Общая протяженность дорожной сети в Беларуси достигает почти 90 тыс. км, а плотность – одна из самых высоких в СНГ.
Действующая форма уплаты госпошлины – она существует, ее надо платить, это те суммы, которые являются достаточно подъемными. Так, средний размер пошлины для физлиц составляет в настоящее время 7,45 базовой величины, или 201,15 в год (78 долл.). Поэтому, сказать, что нас что-то поторапливает, не могу. Но, конечно, будем все это делать оперативно, потому что основная работа по вычленению наиболее приемлемых вариантов, уже проделана. Надо только еще раз их обсудить, чтобы свериться с народом, – отметил Премьер-министр Беларуси Роман Головченко.
Напомним, изменить порядок взимания дорожного сбора предлагается давно. Еще в начале прошлого года были подготовлены проекты соответствующих нормативных правовых актов. Основным предложением является отвязка сбора от прохождения техосмотра, а также предоставление возможности уплачивать его помесячно, а тем, кто уплатит на год или два вперед, предоставлять скидку.
Значительная часть владельцев автомобилей избегает техосмотра и соответственно не платит дорожный сбор.
Сейчас сбор взимается в виде госпошлины за допуск автомобиля к дорожному движению, которая уплачивается при прохождении техосмотра. Характер взимания этой пошлины не учитывает интенсивность использования транспортного средства, а значит, и частоту эксплуатации дорог. Иными словами, одинаково платит и тот, кто наматывает десятки тысяч километров в год, и тот, кто в сезон раз в неделю ездит на дачу. В Беларуси зарегистрировано более 4,5 млн транспортных средств. Однако, значительная часть владельцев автомобилей избегает техосмотра и соответственно не платит дорожный сбор.
Как известно, ранее предлагалось два варианта нового механизма уплаты дорожного сбора. Первый заключается в том, чтобы отменить действующую госпошлину и взамен ее ввести новый сбор или налог, но уже без привязки к прохождению техосмотра. Одновременно появится возможность заплатить за месяц, два или год: именно за тот период, в течение которого водитель планирует использовать свое транспортное средство. Контролировать это предлагается с помощью масштабной информационной системы фото- и видеокамер, а также работников транспортной инспекции, органов внутренних дел и судебных исполнителей. Другой вариант уплаты дорожного сбора также подразумевает отмену существующей госпошлины, но при этом расходы на содержание дорог предлагается включить в стоимость топлива.
Ряд экспертов высказывались о необходимости включения дорожного сбора именно в стоимость топлива. В этом случае, кто больше ездит, тот будет платить больше, не уплатить этот сбор будет не возможно. Однако в сегодняшних условиях официальный Минск хотел бы избежать резкого роста топлива, а это неизбежно при включении дорожного сбора в стоимость топлива. Да никто и не называл на столько может подорожать топливо в этом случае и как это скажется на отраслях экономики. Сегодня, пока только лишь есть понимание, что дорожный сбор должен быть отвязан от техосмотра.
Сейчас рассматриваются два варианта: либо отвязать госпошлину от прохождения техосмотра и ввести новый сбор, либо включить существующий дорожный сбор в стоимость топлива. Казалось бы, включение этой пошлины в стоимость топлива даст большие плюсы, но будет и много минусов. В числе преимуществ такого подхода – простота взимания и справедливость, возможность собирать средства с иностранных граждан. Негативными последствиями этого варианта, станут резкое повышение стоимости топлива, большая разница в цене на бензин в Беларуси и России и инфляция, ведь параллельно начнут дорожать и другие услуги, – отметил председатель Палаты представителей Беларуси Владимир Андрейченко.