INFOTRANS.BY разбирался что не так с проектом Rail Baltica.

Мы уже писали, что проект железнодорожной магистрали Rail Baltica получил 184 млн евро от Фонда соединения Европы. Это так называемая четвертая и пятая порции финансовых из фондов Евросоюза, который то прекращает финансирование данного проекта, то вновь возобновляет.

Напомним, Rail Baltica – это проект железной дороги стандартной европейской колеи с современной системой управления движением поездов, которая должна соединить страны Балтии, Восточную и Западную Европу. Эстония, Латвия, Литва и Польша объявили проект одним из своих приоритетов в области развития транспортной инфраструктуры.

Согласно проекту, магистраль пройдет через Таллин, Ригу, Каунас, Варшаву и Берлин (а в дальнейшем – продолжение маршрута до Венеции), улучшив, таким образом, сообщение между Центральной и Восточной Европой. Помимо этого, планируется строительство подводного железнодорожного тоннеля между Таллином и Хельсинки, либо в случае экономической неоправданности этого проекта, пуск железнодорожного парома между городами. Таким образом, Rail Baltica может соединить Финляндию и часть Скандинавии с Западной Европой.

Дорога предполагалась скоростной (скорость движения поездов первоначально должна была достигать 250 км/ч), однако еще до начала строительства и технического проектирования достигаемая скорость снизилась до 160 км/ч, а затем до 120 км/ч, а скорость грузового движения – до 70 км/ч).

Главной целью Rail Baltica является возобновление непосредственной связи стран Балтии с европейской железнодорожной сетью и развитие региональной интеграции. Интеграция железных дорог Эстонии, Латвии и Литвы в транспортную систему Евросоюза позволит увеличить скорость движения поездов, рост пассажиро- и грузопотоков и прибылей.

Фактически реализация проекта Rail Baltica началась в 2013 г., когда министры транспорта 5 стран – Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии и Польши – подписали декларацию о создании единой управляющей компании, которая займется осуществлением проекта Rail Baltiса. В 2016 г. для реализации проекта страны Балтии учредили совместное предприятие «RB Rail AS». В январе 2017 г. премьеры прибалтийских стран подписали договор о реализации проекта Rail Baltica. Планируется, что первый поезд из Таллина в направлении границы Литвы и Польши по железной дороге европейской колеи Rail Baltica должен отправиться в 2026 г., еще 5 лет уйдет на строительство путей через Польшу до Берлина, т.е. к 2031 г. вся ветка Rail Baltica должна работать.

Однако проект буксует, в начале 2020 г. ЕС отказался выделять сумму, запрошенную Литвой для прокладки отрезка магистрали Rail Baltica (из 236 млн евро, о которых просила страна, ЕС выделил лишь около 29 млн евро).

В некоторых экспертных кругах его справедливо называют «долгостроем», поскольку проект регулярно обсуждают, но никак не приступят к реализации уже более десяти лет. Сейчас может показаться, что проект наконец-то начнут переносить с бумаги в реальный мир, но это не так.

Проект Rail Baltica – без России и сопредельных стран нерентабельный.

Проверяющие из Европейской счетной палаты, а также ряд отраслевых экспертов изучив досконально проект Rail Baltica, финансирование под которое просят у Брюсселя и пришли к выводу о нерентабельности данного проекта. Ни пассажиропотока ни грузопотока не хватит чтобы вывести рентабельность железной дороги хотя бы, как говорится, в ноль. Потенциал грузопотока аудиторами Европейской счетной палаты также сочтен аудиторами слишком низким.

Защитники проекта рассчитывают на грузы и пассажиров самих стран-участниц, Финляндии, которую свяжет с Rail Baltica паромное сообщение, и «соседних стран» (глубокомысленное изучение карты региона показывает, что речь идет о России). Но, как отмечали аудиторы, пока нет никаких оснований считать, что это обеспечит загрузку проекта Rail Baltica. Эксперты говорят, что основной пассажиропоток и грузопоток могла бы обеспечить Россия. Только в Санкт-Петербурге 6 млн жителей, в Москве около 20, вот где пассажиропоток. А сколько там музеев и прочих достопримечательностей, туда люди поедут, но не в Таллин с его 400 тыс жителей. Грузопотоки также надо соответствующе просчитывать. Но проект не интересен Беларуси, тогда потоки пойдут в обход ее территории.

В Rail Baltica видят некоторую пользу только при условии, что страны Балтии приложат титанические усилия для привлечения грузов и пассажиров. Ну, и остается еще надежда на будущее потепление отношений с соседними странами, и прежде всего с Россией, которая гипотетически может увеличить отдачу от Rail Baltica, если по дороге поедут ее грузы и пассажиры, но и разногласий с Россией порядком. Таллин, Рига и Вильнюс за прошедшие годы много сил вложили в замораживание диалогов с Россией.

А ведь все очень серьезно, на сегодняшний, в соответствии с последними уточнениями, строительство Rail Baltica оценивается в общей сложности в 7 млрд евро. Для стран Балтии и Польши европейские миллиарды на строительство дороги безусловно стимулируют их экономики, но бездумно вкладывать сейчас деньги никто не будет, время совсем не то. Недооцененный пассажиропоток и грузопоток в общей сложности приведет к нерентабельности проекта и затягиванию с финансированием, да и инвестиции не окупятся в итоге.

Ряд вопросов возникает и по отводу земель, если строить Rail Baltica в рамках действующих отводов полос под железную дорогу, то это снизит расходы. Но отводы новых земельных участков требуют выкупа земель у частных собственников, что может затронуть интересы сотен землевладельцев. Кроме того, в Европе и сильное эко-лобби, ряд экологов выступают против этого проекта, по их оценкам экологический ущерб довольно высок.

Обострение отношений Запада и Востока налицо даже по разногласиям по принятому 9 июля Пакету мобильности. Да и жесткие споры на саммите в Брюсселе вокруг бюджета ЕС в 2021-2027 гг. и плану по восстановлению экономики союза после пандемии показывают что единства в Европе нет, есть Запад и Восток со своим понимаем политических процессов, экономиками и т.д.

Очевидно, что сложности или приостановка финансирования Rail Baltica в таких условиях может оказаться реальностью. Периферия ЕС может остаться и без финансирования и по ряду других проектов. Да и похоже что подход руководства стран Балтии – главное построить, деньги освоить, а там – будь что будет.

КОММЕНТАРИИ

Войдите, чтобы оставить комментарий