Сегодня электромобили воспринимаются как символ экологичного транспорта будущего. В 2023 году продажи электрических и гибридных автомобилей достигли 13,6 млн единиц, что составляет почти 16 % от общего рынка. Прогнозы Международного энергетического агентства обещают рост до 41 % к 2030 году. Это впечатляющие цифры, которые подчеркивают растущий интерес к электрификации автопарков. Но так ли это выгодно для логистики? 

Преимущества электромобилей

Для логистических компаний электромобили помогают существенно снижать эксплуатационные расходы. Электроэнергия дешевле топлива, а электродвигатели менее затратны в обслуживании.

Еще одно преимущество электромобилей – уменьшение выбросов парниковых газов и загрязнения воздуха. Это особенно важно для перевозок на фоне ужесточающихся экологических норм – в ряде городов дизельным автомобилям запрещен въезд, тогда как электромобили могут свободно работать в таких зонах.

Электромобили в логистике: будущее или временный этап? 1
Рельсовый беспилотник на электрической тяге uBus U4-212-01 на испытаниях.

Однако, несмотря на эти преимущества, электромобили всё ещё не самый оптимальный вариант для перевозок. Прежде всего из-за их высокой стоимости и несовершенства инфраструктуры – она не покрывает все потребности дальних перевозок.

В Европе из-за роста стоимости электроэнергии эксплуатация электромобилей становится менее выгодной, а в некоторых странах введены налоги на электромобили. Само производство электромобилей сопровождается большими выбросами CO₂.

Рельсовые беспилотники — более энергоэффективная альтернатива

Комплексный анализ энергоэффективности показывает, что рельсовый транспорт значительно превосходит электромобили по экономии энергии. По данным исследований, расход энергии на перевозку одной тонны груза на электромобиле составляет от 0,08 до 0,125 кВт·ч/т·км, тогда как у грузовых поездов этот показатель в 3–10 раз ниже — около 0,005–0,015 кВт·ч/т·км.

Основные причины — значительно меньшее сопротивление качению стальных колес на рельсах по сравнению с резиновыми шинами на асфальте, а также оптимальная аэродинамика и отсутствие светофоров.

Электромобили в логистике: будущее или временный этап? 3
Грузовой рельсовый беспилотник на электрической тяге uTruck U4-131.

Современные надземные транспортные системы, такие как комплексы uST с рельсовыми беспилотниками в качестве подвижного состава, занимают минимум пространства и не нарушают экологию. Они не влекут больших затрат на инфраструктуру, строятся над землёй, не мешают пешеходам и не требуют массовой вырубки деревьев под расширение дорог.

Это не только экономия, но и сохранение среды — как экологической, так и социальной. К тому же один комплекс uST способен перевезти больше пассажиров и грузов, чем несколько полос автодороги, забитых даже самыми «зелёными» электромобилями.

Как внедрение струнного транспорта повлияет на логистику?

Главный эффект от внедрения в логистику струнного транспорта – экономия ресурсов и снижение затрат. Использование комплексов uST позволит перевозить большие объёмы грузов с меньшими затратами энергии и ресурсов.

Комплексы uST почти не оказывают воздействия на окружающую среду и позволяют оптимизировать использование городского пространства. Они уменьшают нагрузку на дороги и улучшают транспортную доступность. Такие системы легко адаптируются к различным климатическим условиям и могут работать автономно в режиме 24/7.

Таким образом, комплексы uST с рельсовыми беспилотниками помогут не только повысить эффективность перевозок, но и станут существенным конкурентным преимуществом.