Градалогистик рассказала об изменяющихся потребностях клиентов в сфере железнодорожных перевозок.
Сегодняшняя политическая и экономическая ситуация диктует новые правила и требует новых адаптаций бизнеса, в том числе в сфере железнодорожных перевозок, – отмечает заместитель директора по коммерческим вопросам Иностранного транспортного унитарного предприятия «Градалогистик» Александра Петрович.
Остановимся на трех основных причинах, повлиявших на рынок железнодорожных перевозок в 2022г.:
- Влияние санкции, направленных на Россию, а также ответные меры на них.
- Сложности с осуществлением платежей.
- Новые условия обеспечения подвижным составом.
По предварительную оценке Белорусской железной дороги объемы перевозок сократился, реальную оценку потерь пока производить рано, однако уже по результатам работы в мае можно оценить масштаб:
- транзит – сократился на 23%;
- экспорт – на 56 %;
- импорт – на 40 %.
Главным образом на снижение перевозок повлияли запреты на экспорт российских грузов в ЕС, в том числе экспорт российского угля. Данный запрет повлек за собой и встречные действий со стороны России. Российская железная дорога прекратила согласование планов ГУ-12 на перевозку угля из Казахстана, Кыргызстана. В итоге полностью прекратился транзит угля по Бел.ж.д.
Начиная с 17 июня 2022 г согласно утвержденного перечня, под который подпадает нефть и нефтепродукты, изделия из чугуна и стали, уголь, торф, топливо и иные товаров, были введены ограничения на перемещение грузов в/из Калининградской области из/в РФ, что безусловно серьезно отразиться на объемах оказанных услуг по Бел.ж.д.
Особым поворотом в работе логистических компаний стали и сложности с обеспечением перевозок по LG (Литовский железной дороге), LDZ (Латвийской железной дороге) и другим странам ЕС и не только. 30 июня на конференции по мультимодальным перевозкам компания «Градалогистик» поделилась опытом и вариантами сотрудничества с LTG Cargo: вариантами заключения договора, спецификой внесения реквизитов для обеспечения бесперебойного зачисления средств на счет. А также рассказала о своих возможностях работы по тройственным договорам, актам взаимозачета. Кроме того через компанию Gradalogistic в Молдове.
Новые повороты были отмечены и в работе с подвижным составом. Что касается вагонов общего парка, то стоит отметить, что по данным Белоруской железной дороги 5 тыс вагонов, принадлежащих БЧ, в том числе универсальных и специализированных, задержаны на территории Украины. В связи с этим, Бел.ж.д. ограничила использование данных вагонов. Экспедиторам и грузоотправителям стоит уточнять направления движения, возможность погрузки определенных грузов.
Зачастую помимо вагонов Бел.ж.д. для обеспечения погрузки использовался общий парк вагонов Литовской железной дороги. Однако, LTG Gargo приостановила погрузку и разгрузку всех вагонов общего назначения в Беларусь и Россию, а также в другие страны транзитом через эти территории.
Альтернативой являются собственные вагоны, однако и собственники ищут другие пути движения, поскольку опасаются за сохранность и возврат вагонов. Страховые/лизинговые компании прописывают, что не несут ответственности за возврат вагонов при нахождении в ЕС. Поэтому стоит учитывать страну приписки вагонов и маршрут следования.
Санкции, платежи, нюансы предоставления подвижного состава и многие другие факторы значительно изменили бизнес процессы логистических компаний. Однако, стоит заметить, что именно в этим сложных реалия выявляются надежные подрядчиков, невероятных партнеры и открываются новые возможности.
Справка INFOTRANS.BY: