Проблематичность отправок по прямому ж/д сервису из Китая в Россию нарастает с середины июня.
Участники рынка контейнерных грузоперевозок один за одним сообщают о проблемах с доставкой контейнерами из Китая в Россию. Сообщается о резком сокращении КНР объемов отправок по прямому ж/д сообщению. При этом стоимость доставки во второй половине июня выросла на 1,5 тыс. долларов. Как утверждают участники рынка, наблюдается дефицит мест и задержки с отправкой.
Увеличение торгового оборота между Россией и Китаем почти на треть и внешние ограничения в 2022 привели к резкой трансформации логистических маршрутов и росту значимости железнодорожных перевозок. В частности, удельная доля ж/д перевозок ключевых грузов по данным РАСПП увеличилась с 40% в начале февраля до примерно 70% к концу июня. Основное перераспределение произошло за счёт сокращения доли мультимодальных перевозок и морских отправлений до порта Владивосток.
Отмена внутренних субсидий в Китае на железнодорожные экспортные перевозки уже привела к росту фрахта контейнера по маршруту Шанхай – Москва примерно с $8000 в начале мая до $10500 на конец июня. Кроме роста стоимости логистических услуг возросли и сроки ожидания поездов: если раньше на ж/д доставку импортер закладывал 2-3 недели, то сейчас срок ожидания вагонов в Китае составляет в среднем 14 дней.
Рост ж/д фрахта уже привел к удорожанию конечного груза в РФ примерно на $100 за тонну, увеличивая оптовые цены импорта не менее, чем на 5 рублей за кг, что, в свою очередь, может дать дополнительные 1-2% к росту цен на автокомпоненты, строительные товары и товары для ремонта.
В среднем в мире морской фрахт дешевеет. Freightos Baltic Index (оценивает глобальную стоимость отправки контейнера на основе данных по маршруту Северная Европа – Восточное побережье США) упала на 44% от максимума (но все равно в 4 раза выше уровня до пандемии).
В России же фрахт дорожает, что связано с отменой ж/д субсидий в Китае (стоимость отправки 40’ контейнера из Китая уже выросла с $8 тысяч в мае до $11 тысяч в июле. Стоимость отправки груза до Москвы через Владивосток также выросла для 40’ контейнера по данным Hecny Group с $10,4 тысяч в январе до $11,7 тысяч в июне.
К слову, текущий этап роста цен явно не исчерпал себя и стоимость доставки может увеличиться до $12 000 за контейнер с текущих $10 500, – отметил Виталий Манкевич, президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей.
Получается, что ж/д стало узким горлышком, и текущий рост цен приводит к росту интереса импортеров к мультимодальным доставкам и доставкам автотранспорта. В таком случае встает вопрос об альтернативе со стороны автомобильного транспорта как способа доставки грузов из Китая.
Особенно с учетом введения в эксплуатацию нового моста между российским Благовещенском и китайским городским округом Хэйхэ, когда открылись новые возможности поставки грузов автотранспортом. Однако пока этот вид сообщения не пользуется большой популярностью, в связи с высокими ставками и неритмичной работой погранпереходов, и пока находится в понижающей динамике.
По данным логистического оператора «Хекни Групп СНГ», снижение трафика по маршруту Шанхай – Москва данным видом транспорта составило 62,5%. Однако, по мнению экспертов РАСПП, с учетом стабильного роста российско-китайского товарооборота за последний год (до $147,9 млрд в 2021 году) и новых путей сообщения динамика может выровняться уже к осени за счет перераспределения транспортных потоков.
Действительно, мы наблюдаем проблематичность отправок по прямому ж/д сервису из Китая в Россию с середины июня. По многим станциям отправления уже не принимаются грузы для отправки на конец июля. Исходя из сложившейся ситуации и чтобы обеспечить высокое качество нашего сервиса и доставки товаров в срок, мы перенаправляем грузы наших клиентов для мультимодальной доставки через порт Владивосток с последующей отправкой по железной дороге по территории России. В качестве альтернативного варианта мы осуществляем перевозки автотранспортом из Китая в Россию, – прокомментировал коммерческий директор Хекни Групп СНГ Андрей Балинов.
В свою очередь, «ТрансКонтейнер», комментируя ситуацию, отмечает, что через пункт пропуска Забайкальск проходит 5-6 пар поездов в сутки, но потенциал пункта – как минимум вдвое больше.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!