С 16 апреля 2022 года Беларусь ввела запрет въезд в Беларусь транспортных средств, зарегистрированных в ЕС. Данная мера является ответной на введенный с 9 апреля запрет на въезд в ЕС (в т.ч. и транзит) для белорусских и российских перевозчиков.
1. Какие грузы и транспортные средства европейских перевозчиков не подпадают по обязательную перецепку/перевалку в приграничной зоне на территории Беларуси?
- почтовые отправления;
- живые животные и специализированные транспортные средства для их перевозки;
- гуманитарные грузы;
- готовые лекарственные средства, в том числе нерасфасованные, медицинские изделия, запасные части к ним, сырье и материалы для производства лекарственных средств и (или) медицинских изделий, крови, органов и тканей человека;
- крупногабаритные грузы, для перевозки которых требуется специальное разрешение, если, исходя из технических характеристик перевозимого груза и (или) технологических особенностей перевозки, невозможно следование в специально установленные места, а также транспортные средства для перевозки такого груза при условии согласования их перемещения Минтрансом;
- транспортные средства, перевозимые на специализированных транспортных средствах, предназначенных для их перевозки (автовозах), и специализированные транспортные средства, предназначенные для перевозки транспортных средств (автовозы).
2. Обязательно ли применение навигационных пломб к европейским перевозчикам?
На все транспортные средства (в т.ч. следующие пустыми/без груза) европейских перевозчиков на белорусских погранпереходах с Литвой, Латвией и Польшей вешается навигационное устройство. Услуга платная и составляется 10 базовых величин (320 бел.руб.). Исключение – российские грузовики следующие в/из Калининград.
3. Какие места для перевалки/перецепки следует использовать европейским перевозчикам?
Европейский перевозчик должен двигаться до ближайшего ТЛЦ или сервисной зоны для операции перецепки/перевалки (в зависимости от погранперехода въезда в Беларусь). На данный момент таких пунктов 17.
Информация о времени работы и видах совершаемых операций в специально установленных местах перевалки/перецепки в приграничных ТЛЦ и сервисных зонах (Беларусь)
Наименование специально установленного места |
Место размещения специально установленного места |
Время работы специально установленного места |
Виды совершаемых операций в специально установленном месте |
1. Пункт таможенного оформления ˮБрест-Белтаможсервис“ |
г. Брест, ул. Лейтенанта Рябцева, 45А |
круглосуточно |
грузовые операции и (или) перецепка |
2. Пункт таможенного оформления ˮБрест-Белтаможсервис-2“ |
Брестская область, Брестский район, Клейниковский сельсовет, 10, 2,0 км юго-западнее агрогородка Клейники |
круглосуточно |
грузовые операции и (или) перецепка |
3. Склад временного хранения № ВА-0901/0000027 СООО ”Брествнештранс“ |
г. Брест, ул. Дубровская, 36 |
круглосуточно |
грузовые операции и (или) перецепка крупногабаритных грузов |
4. Склад временного хранения № ВА-0901/0000181 РУТП ”Белимпортторг“ |
г. Брест, ул. Инженерная, 19 |
круглосуточно |
грузовые операции и (или) перецепка крупногабаритных грузов |
5. Склад временного хранения № ВА-0901/0000005 СП ”Транзит“ ООО |
г. Брест, ул. Красногвардейская, 148, 148/4 |
круглосуточно |
грузовые операции и (или) перецепка крупногабаритных грузов |
6. Пункт таможенного оформления ˮБерестовица-ТЛЦ“ |
Гродненская область, Берестовицкий район, Пограничный сельсовет, 19 |
круглосуточно |
грузовые операции и (или) перецепка |
7. Зона ожидания системы электронной очереди транспортных средств для въезда в автодорожный пункт пропуска Берестовица |
Гродненская область, Берестовицкий район, р.п. Пограничный
|
круглосуточно |
перецепка |
8. Пункт таможенного оформления ˮБрузги-ТЛЦ“ |
Гродненская область, Гродненский район, М-6, 291-й км, 3 |
круглосуточно |
грузовые операции и (или) перецепка |
9. Зона ожидания системы электронной очереди транспортных средств для въезда в автодорожный пункт пропуска Брузги |
Гродненская область, Гродненский район, дер. Брузги |
круглосуточно |
грузовые операции и (или) перецепка |
10. Пункт таможенного оформления ˮГродно-ГАП-2“ |
г. Гродно, ул. Пучкова, 28 |
С 9.00 до 21.00 ежедневно |
грузовые операции и (или) перецепка |
11. Пункт таможенного оформления ˮЛида-авто“ |
Гродненская область, г. Лида, ул. Фурманова, 39 |
С 9.00 до 18.00 ежедневно |
грузовые операции и (или) перецепка |
12. Зона ожидания системы электронной очереди транспортных средств для въезда в автодорожный пункт пропуска Бенякони |
Гродненская область, Вороновский район, дер. Бенякони |
круглосуточно |
перецепка |
13. Пункт таможенного оформления ˮКаменный Лог – Белтаможсервис“ |
Гродненская область, Ошмянский район, М-7, 147-й км, 4 |
круглосуточно |
грузовые операции и (или) перецепка |
14. Зона ожидания системы электронной очереди транспортных средств для въезда в автодорожный пункт пропуска Котловка |
Гродненская область, Островецкий район, дер. Котловка
|
круглосуточно |
перецепка |
15. Зона ожидания системы электронной очереди транспортных средств для въезда в автодорожный пункт пропуска Григоровщина |
Витебская область, Верхнедвинский район, дер. Григоровщина |
круглосуточно |
перецепка |
16. Зона ожидания системы электронной очереди транспортных средств для въезда в автодорожный пункт пропуска Урбаны |
Витебская область, Браславский район, дер. Муражи |
круглосуточно |
перецепка |
17. Пункт таможенного оформления ˮПолоцк-Стекловолокно“ |
Витебская область, г. Полоцк, ул. Строительная, 30/6 |
С 8.00 до 20.00 ежедневно |
грузовые операции и (или) перецепка |
4. Какой алгоритм действий при совершении грузовых операций перецепки/перевалки на территории Беларуси?
Въезд в Республику Беларусь (с товаром) |
|||||
Перевозчик ЕС |
Белорусский перевозчик |
||||
Действия |
Действия |
Действия |
Действия |
||
1. Заезд в установленное место (ЗТК ПТО/СВХ) |
1. Заезд в установленное место (ЗТК ПТО/СВХ) |
||||
2. Заявление на перецепку |
2. Заявление на перегрузку |
2. Перецепка |
2. Перегрузка |
||
3. Завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита* (далее – ТПТТ) |
|||||
4. Перецепка |
4. Перегрузка |
3. Получение документов с завершенной ТПТТ у иностранного перевозчика |
|||
5. Передача документов белорусскому перевозчику |
4. Внесение изменений в CMR (№ ТС, перевозчик) |
||||
6. Ожидание загрузки товаров (перецепки) |
5. Оформление новой ТПТТ |
||||
|
6. Новая пломба |
||||
7. Убытие из установленного места в соответствии |
|||||
Выезд из Республики Беларусь |
|||||
Перевозчик ЕС |
Белорусский перевозчик |
||||
1. Заезд в установленное место |
1. Заезд в установленное место с экспортным грузом |
||||
2. Перецепка полуприцепа |
2.Загрузка товара |
2. Заявление на перецепку |
2.Заявление на перегрузку |
||
3. Внесение изменений в CMR (№ ТС, перевозчик) |
3. Перецепка |
3. Перегрузка |
|||
4. Ожидание снятия с контроля уведомления |
4. Передача документов перевозчику ЕС |
||||
5. Убытие из установленного места в РПТО |
5.Выезд из установленного места |
||||
* Без завершения действия ТПТТ допускается при одновременном соблюдении следующих условий: |
5. Какие особенности использования дозволов в ситуации перевалки/перецепки на территории Беларуси?
В случае перецепки на территории Беларуси, территория которой не является ни страной погрузки, ни страной выгрузки грузов, указанных соответственно в графах 4 и 3 международной CMR-накладной, необходимо использование разрешения Республики Беларусь, позволяющего выполнять транзитную перевозку по территории Республики Беларусь.
Например: перевозчику, зарегистрированному в Республике Польше, при перевозке товара в Российскую Федерацию (графа 3 CMR) из Республики Польши (графа 4 CMR) с учетом осуществления перегрузки/перецепки в рамках постановления № 247 на территории Республики Беларусь требуется «транзитное» разрешение.
При использовании иностранными перевозчиками, зарегистрированными в ЕС, разрешений ЕКМТ в текущей ситуации в период действия ограничений, под пунктом разгрузки (погрузки) при выполнении международных автомобильных перевозок грузов с использованием разрешений ЕКМТ иностранными перевозчиками, зарегистрированными в Европейском союзе, следует понимать место перецепки (перегрузки).
6. Можно ли перевозчику въехать через один погранпереход, произвести перецепку и выехать через другой погранпереход?
Въезд на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь возможен только для осуществления грузовых операций и (или) перецепки в специально установленных местах с последующим обратным выездом с территории Республики Беларусь через пункт пропуска, через который был осуществлен въезд на такую территорию.
Исключение составляет только пункт пропуска Видзы. При въезде через пункт пропуска Видзы последующий обратный выезд осуществляется через пункты пропуска Котловка, Григоровщина либо Урбаны.
7. В зонах ожидания системы электронной очереди можно ли производить операции перевалки грузов? Или только перецепки?
В зонах ожидания системы электронной очереди, могут осуществляться только операции по перецепке транспортных средств (по решению таможенного органа, при такой необходимости). По решению таможенного органа с согласия перевозчика в зонах ожидания системы электронной очереди допускается осуществление грузовых операций при наличии в таких зонах ожидания зарегистрированных в установленном порядке зон таможенного контроля и необходимого оборудования для выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
8. Какие особенности составления таможенных и иных документов при совершении операций перевалки/перецепки?
1. Необходимо формировать в установленном порядке таможенную декларацию на транспортное средство отдельно на каждое транспортное средство международной перевозки (тягач, прицеп, полуприцеп, контейнер).
2. В транзитной декларации и CMR-накладной в установленном порядке необходимо отражать сведения о перегрузке, перецепке, последующем перевозчике (при наличии такой информации для транспортных средств международной перевозки с товаром):
- в графе 17 CMR-накладной «последующий перевозчик (наименование, адрес, страна)» – реквизиты последующего перевозчика;
- в графе 25 CMR-накладной (иной графе CMR-накладной, предназначенной для указания регистрационных номеров транспортного средства), с использованием которого будет продолжена перевозка;
- в случае осуществления перегрузки товаров, сведения о такой перегрузке дополнительно подлежат указанию в графе 13 CMR-накладной («указания отправителя»).
Такие сведения подлежат указанию в транзитной декларации, представляемой в республиканских пунктах таможенного оформления, расположенных в местах прибытия на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь.
В случае, если перевозчик транспортного средства международной перевозки, состоящего на регистрационном учете в стране ЕС, не владеет информацией о перецепке на момент въезда транспортного средства на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь, такие сведения подлежат указанию последующим перевозчиком до помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в месте осуществления перегрузки (перецепки).
В случае следования тягача или порожнего транспортного средства международной перевозки, зарегистрированного в стране ЕС, для загрузки и вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, рекомендуется перевозчикам иметь на руках заказ-наряд (договор-заявку или иной аналогичный документ), д
9. Попадают ли под ограничения молдавские, казахстанские, сербские, армянские перевозчики?
Под ограничения не попали молдавские, казахстанские, сербские, армянские перевозчики. Они могут свободно въезжать через таможенную границу ЕАЭС в Беларусь без каких-либо ограничений и следовать по территории Беларуси без обязательств перецепки/перевалки.
10. Распространяется ли введенное ограничение на легковые автомобили и автобусы, зарегистрированные в ЕС?
Введенное ограничение не распространяется на легковые автомобили и автобусы, зарегистрированных в ЕС.
Обновлено 2.06.2022. Можно ли по схеме перецепки в Беларуси везти европейский груз в Казахстан?
По правилам разрешительной системы Казахстана, перегружать грузы на транспортные, не зарегистрированные в стране регистрации первоначального перевозчика на территории третьих стран нельзя. Иными словами, если груз в Казахстан везет перевозчик из Европы, то он должен везти его до пункта назначения.
30 мая 2022 г. в ходе встречи глав правительств Казахстана и России состоялось обсуждение вопросов «перецепки» белорусскими и российскими перевозками с последующей доставкой грузов в Казахстан. После обсуждения данных вопросов, казахстанской стороной проявлено понимание и в качестве доброй воли предложено эффективное решение сложившейся ситуации – приостановить действие требований о запрете «перецепки» в отношении российских и белорусских перевозчиков до 1 января 2023 года.
Таким образом, в Казахстане запрет на «перецепки» продолжит действовать, но для российских и белорусских перевозчиков действие данного требования приостановлено до 1 января 2023 г.
Следовательно, если груз везет европейский перевозчик, а на белорусском ТЛЦ происходит перецепка/перегрузка и груз далее везет белорусский или российский перевозчик, то такой грузовик может следовать на территорию Казахстана и это до 1 января 2022 г. не нарушает Правила применения разрешительной системы автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении.
Где можно получить информацию о загруженности мест перецепки/перевалки?
Информация о загруженности установленных мест для перецепки/перевалки представлена здесь. Однако, информация об очередях обновляется только 2 раза в день (в 10.15 и 22.15).
13. Вводила ли Россия аналогичные ограничения?
Россия пока не вводила никакие ограничения на въезд в РФ через внешнюю границу ЕАЭС перевозчиков, зарегистрированных в ЕС. Европейские перевозчики могут следовать до конечной точки разгрузки на территории РФ без каких либо обязательных операцией перевалки/перецепки.
Следовательно, схема работы с грузами в/из ЕС следующая (принцип перецепки). Тягач на европейских номерах доставляет прицеп в приграничный белорусский терминал или сервисную зону, а оттуда тягач с белорусскими или российскими номерами доставляет прицеп в пункт назначения на территории ЕАЭС. Такая же схема в обратном направлении.