Введет ли Россия контрсанкции в отношении европейских перевозчиков? Дополнено

INFOTRANS.BY разбирался в мнениях участников рынка о контрсанкциях в отношении европейских перевозчиков.

Дискуссии о необходимости введения контрсанкции в отношении европейских перевозчиков в России идут. Однако пока выигрывают производители и импортеры, которым нужна быстрая доставка сырья и товаров из Евросоюза, правительство России продержало именно их, а не перевозчиков.

Напомним, что с 9 апреля 2022 г. введен запрет на въезд в ЕС (в т.ч. и транзит) для белорусских и российских перевозчиков. В свою очередь с 16 апреля 2022 г. Беларусь ввела ответные меры – запрет въезд в Беларусь транспортных средств, зарегистрированных в ЕС. Отметим, что Россия пока подобных мер не вводила, но АСМАП и большинство российских транспортных компаний выступают за ограничения въезда в Россию для европейских перевозчиков.

Если Россия введет контрсанкции на автомобильные грузоперевозки, рынок рухнет, будет коллапс, очереди на перецепку, время доставки увеличится, затраты возрастут, – такого мнение придерживаются многие производители и импортеры.

Если правительство РФ введет аналогичные ограничения по «белорусской схеме» на передвижение европейских авто по территории России и сделает необходимой обязательную перегрузку или перецепку на погранпереходах, то это лишь усугубит ситуацию. Пробка из фур возрастет, и добавятся сложности при оформлении грузов. Также это приведет к увеличению стоимости доставки – европейские транспортные компании будут взимать дополнительную плату за перецепку или перегрузку и простои ТС в ожидании этих процедур на границах, отмечает руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России Евгений Дятлов.

В свою очередь, большинство российских перевозчиков, АСМАП и Минтранс России выступает за введение контрсанкций в отношении европейских перевозчиков.

12 мая 2022 г. состоялась поездка межведомственной делегации Российской Федерации в Республику Беларусь для ознакомления с практикой перецепок/перегрузок на белорусских терминалах. Делегация 12 мая 2022 г. посетила таможенный терминал «Белтаможсервис-2» в Бресте на границе с Польшей.

Представители российской делегации положительно оценили первые результаты реализации ответных мер, принятых в Беларуси, подчеркнув, что белорусским коллегам удалось учесть интересы как грузовладельцев, так и национальных транспортных компаний, которые задействованы на перевозках от границы.

Генеральный директор АСМАП А.Н. Курушин также отмети, что необходимо принять такие же меры в Российской Федерации, что будет соответствовать интересам российской экономики. В настоящее время иностранные автоперевозчики диктуют условия, взвинчивают ставки. Растет стоимость товара для конечного потребителя. Если в России принять меры, аналогичные белорусским, ситуация стабилизируется, прекратится зависимость от иностранных транспортных компаний. Систему перецепок/перегрузок целесообразно ввести на внешней границе Российской Федерации со странами ЕС. Иностранные перевозчики стран ЕС не должны заезжать дальше российских приграничных терминалов.

От отсутствия ответных мер со стороны России страдают российские транспортные компании, осуществляющие перевозки между Россией и странами ЕС. В данных условиях они просто не могут эксплуатировать собственные ТС для транспортировки грузов по территории ЕС. А европейские перевозчики свободно въезжают на территорию России и довозят груз до конечного получателя во внутренней территории РФ.

Надо учитывать, что ответные санкции только частично помогут российским транспортным компаниям задействовать автопарк. Более 80% всех грузов, следующих из Европы в Россию, направляются в Центральный регион РФ, это незначительное расстояние, поэтому стоимость таких услуг невысока. Более того, она снижается из-за высокого предложения.

Но европейские компании повышают стоимость доставки из ЕС в Россию. На данный момент, будь то транзит через Республику Беларусь или через Россию, в выигрышном положении остаются только европейские компании.

Для безболезненного закрытия границ между Европой и Россией и перехода на схему с перецепкой/перегрузкой, которая действует в Беларуси, необходимо иметь полностью готовую и рабочую инфраструктуру приграничных терминалов, а также упростить процедуру оформления на границах.

Таким образом, приграничная российская инфраструктура с ЕС пока не способна выдержать тот объем грузопотока, который имеется на данный момент, в случае введения контрсанкции в отношении европейских перевозчиков. Кроме того, необходимо упрощение таможенных процедур в случае перецепки/перевалки. Поэтому пока принято решение препятствий в движении европейских товаров в РФ не создавать. Пока баланс сложился в пользу импортеров и производителей, в ущерб российским перевозчикам, которые потеряли европейский рынок.

Введение запрета на въезд в Россию станет плохой новостью для польских перевозчиков

Введение запрета на въезд в Россию станет плохой новостью для польских перевозчиков. Пока они могут перевозить грузы транзитом через Россию в страны Центральной Азии, в первую очередь в Казахстан. Напомним, что в Казахстане задерживают фуры, которые выполнили перегрузку или перецепку на территории Беларуси. В этом случае доставить груз из ЕС в Казахстан может только европейский перевозчик, например польский.

Если Россия ответные санкции против европейских перевозчиков, то многие польские компании поставят грузовики на прикол и отдадут груз россиянам и белорусам (схема перецепки).

Если Россия введет перецепку, то польские компании потеряют рынок РФ и не смогут, например работать на дальнем плече на Казахстан. Россияне будут защищать свои интересы, а мы проиграем, – говорит член правления Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Польши (ZMPD) Евсевиуш Гаврисюк.

Введение запрета на проезд через Россию фактически отрежет страны Центральной Азии от Европы. По данным ZMPD, Казахстан, входящий в Таможенный союз, отказывается растаможивать грузы, которые приходят в Казахстан по схеме перецепки. АСМАП объявила, что будет обжаловать это решение и многое зависит от исхода переговоров между российскими и казахстанскими властями.

ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!