Строительство железнодорожной линии Китай-Кыргызстан-Узбекистан начнется осенью 2022 г.
Долгожданный инфраструктурный проект, который может революционизировать логистику в Центральной Азии, становится все более реалистичным. По крайней мере, так говорит правительство Кыргызстана. Даже определена дата старта проекта – осень 2022 г. Кыргызстан планирует запустить проект, который ускорит железнодорожные грузовые перевозки по Среднему маршруту.
Проект железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан в очередной раз стал одной из ключевых проблем правительства Кыргызстана. На прошлой неделе, 20 мая, он принял новую стратегию развития железнодорожного транспорта в стране. Документ, который запланирован на 2022-2026 годы, не только создаст условия для долгосрочного развития и совершенствования железнодорожного транспорта и инфраструктуры, но и обеспечит совершенствование пассажирских и грузовых перевозок железнодорожным транспортом. С этой целью строительство железнодорожной линии Китай-Кыргызстан-Узбекистан станет ключевым проектом в центральноазиатской стране в ближайшие годы.
Развитие железнодорожной отрасли является одним из приоритетных направлений работы Кабинета Министров. Осенью планируется запустить крупнейший проект в истории нашей независимости – строительство железнодорожной линии по маршруту Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Необходимо поддержать этот проект, – сказал премьер-министр Кыргызстана Акылбек Жапаров.
Планируемая железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан уже более двух десятилетий подряд является предметом обсуждения кыргызских и китайских чиновников. Для Китая проект важен, потому что он создаст новый, более быстрый маршрут в Узбекистан, а оттуда в Иран и страны Кавказа. Кроме того, это обеспечит значительный импульс экономическому развитию Синьцзян-Уйгурского автономного района, самой западной части Китая. То же самое относится и к Кыргызстану, ведь эта центральноазиатская страна со сложной горной местностью также получит большой стимул для улучшения экономической ситуации в Киргизстане. По данным Кыргызских железных дорог, новая железнодорожная линия будет генерировать не менее 10 миллионов тонн грузов. В настоящее время государственный железнодорожный перевозчик перевозит около 7-8 млн тонн грузов ежегодно.
Однако, несмотря на свою важность, проект столкнулся с рядом ключевых препятствий, которые замедлили его реализацию. Это колея и маршрут. Китай был заинтересован в строительстве железнодорожной линии с шириной колеи 1435 мм. После долгих обсуждений он согласился сосредоточиться на ширококолейной железной дороге, которая распространена в Кыргызстане и во всей Центральной Азии. Обсуждение маршрута продолжалось, так как кыргызские чиновники были заинтересованы в соединении всех отдельных участков железной дороги по всей стране в реальную сеть, в то время как китайская сторона настаивала на строительстве железнодорожной линии 1435 мм в основном для транзитных грузовых перевозок.
Принятый в настоящее время маршрут проходит из Синьцзяна в кыргызский город Джалал-Абад через Торугарт и Казарман. Он будет иметь общую протяженность около 440 км: около 270 км трасс будет расположено в Кыргызстане и около 170 км в Китае. Планируемая линия будет иметь 95 железнодорожных мостов и 48 тоннелей общей протяженностью около 60 км. Поскольку Джалал-Абад имеет прямое железнодорожное сообщение с Узбекистаном, товары могут быть легко перемещены в эту страну.
Пока правительства Китая и Кыргызстана обсуждали планируемую железную дорогу, грузоотправителям удалось организовать альтернативный способ доставки китайских грузов. Осенью 2017 года была осуществлена пилотная перевозка из Китая в Узбекистан через Кыргызстан. Девять сочлененных грузовиков проехали через Иркештам и Ош в Кыргызстане из Кашгара в Синьцзяне в Ташкент в Узбекистане. Через несколько месяцев 920-километровый маршрут стал регулярным для автомобильных грузовых перевозок. В июне 2020 года он был включен в новое мультимодальное (автомобильное и железнодорожное) сообщение между Китаем и Центральной Азией. Грузовики доставляли грузы из китайского города Ланьчжоу в киргизский город Ош, а затем перегружались на поезд, идущий из Оша в Ташкент.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!