26 апреля 1956 года судно Ideal Х с 58 контейнерами на борту впервые отправилось из Ньюарка в Хьюстон.
Изобретателем контейнерных перевозок общепризнанно считается американский предприниматель Малкольм Маклин (Malcolm McLean, 14.11.1913-25.05.2001).
Маклин разработал контейнер в его современном виде, спроектировал судно-контейнеровоз и автомобильную контейнерную площадку, то есть фактически полностью создал схему контейнерных грузоперевозок. На реализацию идеи контейнеризации у него ушло почти двадцать лет. Маклин начал свою карьеру с работы на заправке, а спустя некоторое время основал транспортную компанию «McLean Trucking Company». Позже он приобрел судоходную компанию «Pan-Atlantic Steamship», представленную во всех главных портах восточного побережья США и впоследствии переименованную в «Sea-Land». В 1956 г. были куплены и переоборудованы для перевозки контейнеров два нефтеналивных танкера, которые стали первыми контейнеровозами «Ideal Х» и «Gateway City».
26 апреля 1956 года судно Ideal Х с 58 контейнерами на борту отправилось из Ньюарка в Хьюстон. По прибытии контейнеры были перегружены на грузовики и тщательно проинспектированы комиссией, в состав которой входили чиновники и представители делового мира. Они убедились, что грузы прибыли в целости и сохранности. Начало контейнеризации было положено.
Интенсивному развитию контейнерных грузоперевозок способствовала война во Вьетнаме: пробная отправка груза взрывчатки во Вьетнам доказала целесообразность и экономичность морских контейнерных грузоперевозок. Ежемесячно «SeaLand» отправляла во Вьетнам 1 200 контейнеров. Более того, Малкольм Маклин заключил договоры с портами Японии, Тайваня, Филиппин, с Сингапуром и Гонконгом, и они стали грузить его порожние контейнеры коммерческими грузами на обратном пути в США. Это дало начало пяти регулярным контейнерным линиям.
В итоге меньше чем за 15 лет своего существования «SeaLand» превратилась в ведущую транспортно-судоходную компанию мира, располагавшую 27 тысячами контейнеров, 36 контейнеровозами и представительствами более чем в 30 портах мира.
Постепенно оборот морских контейнерных перевозок увеличивался, развивалась сопутствующая инфраструктура и сформировалась ставшая традиционной схема смешанных (или мультимодальных, далее по тексту будут использоваться оба термина) перевозок: подача контейнера, загрузка, транспортировка до порта отправления, погрузка на судно, выгрузка с судна в порту назначения, транспортировка до грузополучателя, разгрузка, возврат порожнего контейнера.
В 1969 г. компания «SeaLand» была продана за 530 млн долл. R. J. Reynolds Industries, Inc. В 1999 г. ее новым собственником стал датский холдинг Maersk. Компания получила название «Maersk Sealand», позднее сменившееся на «Maersk Line». В настоящее время Maersk является самым большим в мире оператором контейнерных судов.
Малком Маклин скончался 25 мая 2001 г. в возрасте 87 лет. Министр транспорта США, выражая соболезнования, назвал Маклина «отцом контейнеризации, который произвёл революцию в морской индустрии 20-го века». Журнал Forbes – «одним из немногих мужчин, которые изменили мир». Международный морской зал славы присвоил Маклину титул «Человек века». В день похорон контейнеровозы по всему миру дали протяжный гудок в честь Малкома Маклина, отдавая последнюю дань уважения родоначальнику контейнерных грузоперевозок.
В публикации использованы фрагменты из книги: Юркевич О.В. Морские контейнерные перевозки: практическое пособие / О.В. Юркевич, Д.В. Курочкин. – Минск: Амалфея. – 352 с.