Украина требует призыва своих граждан в армию.
8 апреля Верховная Рада Украины опубликовала проект N7265 относительно внесения изменений в Уголовный кодекс Украины и закон о правовом режиме военного положения. Проект предусматривает, что в случае введения военного положения в Украине или в ее отдельных городах лица, которые на законных основаниях подлежат призыву на военную службу во время мобилизации, обязаны вернуться в Украину не позднее 15 дней после введения военного положения.
Единственным оправданием отказа в возвращении является запрет на выезд из страны пребывания, стихийные бедствия, катастрофы, аварии, командировки, пребывание в больнице или другие обстоятельства, затрудняющие выезд из страны пребывания.
В Уголовном кодексе появилась статья о том, что лицо, не возвращающееся, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет. Джоанна Ясевич, адвокат Gide Loyrette Noule, считает, что это будет цунами для многих отраслей Польши. В нем подчеркивается, что это обязательство возвращаться независимо от регулируемого пребывания в другой стране. Это крайне серьезный вопрос, – подчеркивает Ясевич.
Граждане Украины, оставшиеся за рубежом, должны будут определить, где они хотят жить. Такие правила для будут означать, что необходимость решить, возвращаюсь в Украину или нет, или сжигать все мосты. Конечно, в Украине нет инструментов для обеспечения соблюдения таких правил за рубежом, – подчеркивает управляющий партнер C&C Chakowski & Ciszek, преподаватель AGH UST и юридический советник Пшемыслав Цишек.
Пограничная служба сообщает, что к концу 11 февраля из Польши в Украину выехали 590,7 тыс. человек. Однако неизвестно, сколько из них вернулись, чтобы защитить родину. В Польше работает более 1 млн граждан Украины, 330 000 из которых имели разрешение на работу.
По оценкам министра инфраструктуры Анджея Адамчика, транспортная отрасль может потерять 15% водителей в международных перевозках. Часть водителей уже вернулось в Украину, как-то началась война, часть продолжала ездить.
Как указывают эксперты, в Польшу и Литву могут хлынуть российские и белорусские дальнобойщики, т.к. грузовики этих двух стран с 9 апреля невъездные в ЕС. Работы явно будет меньше, а на перестройку маршрутов надо время. В Беларуси ряд представителей транспортных компаний и вовсе считают, что надо действовать радикально, ограничив выезд из страны дальнобойщиков.