Bolt в России пока не вышел за пределы Санкт-Петербурга. А что в Беларуси?
Эстонский агрегатор такси Bolt, который на российском рынке пока не вышел за пределы Санкт-Петербурга, планирует экспансию в регионы по модели франшизы. Партнеры сервиса в обмен на процент выручки смогут под его брендом оказывать услуги не только такси, но и, например, доставки еды и аренды электросамокатов. Такая модель позволит компании сэкономить, но вряд ли поможет занять заметную долю рынка, считают эксперты.
Bolt будет искать одного франчайзингового провайдера в России, но возможна и работа с несколькими поставщиками в разных городах. Компания хочет запустить сервис в том числе в Москве, но видит большой потенциал и в других регионах, говорит ее представитель. Однако, ряд экспертов утверждают, что за пределами Петербурга узнаваемость Bolt невелика.
Серьезному развитию Bolt в России мешает сильный конкурент – Яндекс.Такси, который по данным департамента транспорта Москвы занимает 70,8% рынка таксомоторных перевозок в столице, еще 20,2% у Ситимобила.
По модели франшизы в России уже работают агрегатор такси Максим. У «Максим», по собственным данным, более 300 партнерских подразделений, они наиболее популярны в городах с населением от 10 тыс. до 100 тыс. человек. По словам представителя сервиса, в России компания продает франчайзи «эксклюзивные права на город», а также развивает франшизу в 16 странах.
Развитие по франшизе может быть успешным для растущего рынка аренды самокатов, но в сегменте такси такая модель вряд ли позволит занять лидирующие позиции. Чтобы модель агрегатора такси приносила прибыль, необходимо занимать не менее 25% рынка. Для этого нужны существенные инвестиции, а к франшизе агрегаторы такси чаще всего прибегают ради экономии, – считает исполнительный директор Ситимобила Виталий Бедарев.
А что в Беларуси?
С 23 декабря 2020 г. Bolt запущен в Минске в тестовом формате. Количество автомобилей, работающих с сервисом растет, однако пользователи все еще жалуются на невозможность заказать такси в тот или иной период в силу отсутствия водителей.
Тарифы Bolt, доступные с 23.12.2020 г. в Минске:
Bolt
- Цена за подачу – 1,6 бел.руб.
- Минимальная стоимость поездки – 3 бел.руб.
- Стоимость за км – 0,25 бел.руб.
- Стоимость после 10 км – 0,54 бел.руб./км
Комфорт
- Цена за подачу – 2,5 бел.руб.
- Минимальная стоимость поездки – 4,3 бел.руб.
- Стоимость за км – 0,33 бел.руб.
- Стоимость после 10 км – 0,55 бел.руб./км
Пассажиры ездят, тарифы ниже чем у Яндекса (иногда разница в 2 раза), комиссия агрегатора пока 0%, большинство водителей – индивидуальные предприниматели, – говорит один из водителей Bolt. Для всех водителей, которые подключатся к платформе Bolt в феврале и выполнят не менее 10 поездок до конца февраля – приятный бонус комиссия 0% в течении всего 2021 года, – указывается в пресс-релизе компании.
В случае если тестовый период пройдет успешно, а он заканчивается 23.06.2021, платформа Bolt в Беларуси будет перезапущена, а это подразумевает следующие ключевые изменения:
- повышение базовых тарифов;
- появление бонусов для водителей;
- появление скидок для клиентов;
- появление комиссии для водителей.
Напомним, что размер комиссии сервиса для водителя в Минске в тестовый период работы составляет 0% (для сравнения в Яндексе комиссия – 23%). На время тестового периода в Минске доступен лишь наличный расчет. Стать партнером Bolt может только юрлицо или ИП, водитель-физ.лицо может подключиться к сервису только через партнера.
Bolt столкнулся в Минске с жесткой конкуренцией Яндекс.Такси, но это ожидаемо. Яндекс.Такси занимает не менее 75% рынка таксомоторных перевозок в Минске, еще 15% – у такси 135, остальные операторы (включая 7788, 152) занимают не более 10% рынка, – такие данные приводит LOGCONSULT. Безусловно при успешном развитии в Минске эстонского агрегатора Bolt, доля других игроков рынка, включая Яндекс.Такси будет снижаться. Пока работать с Bolt, компаниям-автопаркам не выгодно из-за низких тарифов и слабо работающей системе повышенного спроса, большинство водителей Bolt в Минске – индивидуальные предприниматели, работающие на себя.
Что касается франчайзинговой модели такси, то она была реализована в Беларуси агрегатором такси Максим. Однако составить конкуренцию Яндексу, франчайзи Максим так и не смогли. Поэтому, возможный заход других агрегаторов в Беларусь по модели франчайзинга, обречен на провал, – указывает LOGCONSULT.