Турция хочет стать логистическим хабом Евразии.
Турция хочет стать логистическим центром Евразии и заменить Россию в качестве основной транзитной страны в торговле между Европой и Китаем и Дальним Востоком. Президент Реджеп Тайип Эрдоган объявил об инвестициях в логистический сектор на сумму почти 200 миллиардов долларов.
Турция хочет воспользоваться растущим интересом логистических операторов к транспорту по Транскаспийскому коридору, который является ответвлением интермодального Шелкового пути, позволяющего обходить Россию. Сейчас некоторые импортеры и экспедиторы ищут возможность доставки по альтернативным маршрутам. Ситуация на морском транспорте, который в течение нескольких месяцев испытывает проблемы задержек и перегруженности, а также высокие ставки фрахта, также способствует организации альтернативных интермодальных услуг.
В марте этого года новые соединения между Китаем и ЕС через Каспийское море были запущены европейскими логистическими операторами Duisport и Nurminen. Государственные железные дороги из Казахстана, Грузии и Азербайджана, в свою очередь, готовятся создать совместное предприятие, аналог ОТЛК ЭРА, которое будет организовывать интермодальные услуги по Транскаспийскому коридору.
Однако стремительное развитие интермодальных перевозок по Транскаспийскому маршруту в настоящее время сталкивается с двумя препятствиями: низкой фидерной пропускной способностью в Каспийском море и длительным транзитным временем, не очень конкурентоспособным по сравнению с традиционными морскими маршрутами. Одной из причин этого является плохое состояние железнодорожной инфраструктуры на этом маршруте.
Турецкие власти хотят изменить эту ситуацию и объявили о гигантских инвестициях в железнодорожную сеть и логистические терминалы в ближайшие десятилетия. Турция уже несколько лет строит новые линии, которые используются как высокоскоростными пассажирскими поездами, так и интермодальными перевозчиками. В последние годы протяженность турецкой железнодорожной сети была увеличена с 10 959 км до 13 022 и, как объявил министр инфраструктуры Турции Карайсмайлоглу, к 2053 году она будет расширена до 28 590 км.
В ближайшие месяцы железнодорожное сообщение по маршруту, соединяющему Турцию с Азербайджаном, увеличится. Генеральный секретарь Транскаспийской международной транспортной ассоциации Гайдар Абдикеримов сообщает, что в сентябре этого года сможет курсировать 60-80 поездов в неделю. Однако она все равно будет значительно меньше, чем на главном маршруте Нового Шелкового пути через Россию и Беларусь.