Многодетная мама-дальнобойщица: о большегрузах, инстинкте самосохранения, рейсах в Европу и за Урал.

Когда жизнь заставляет женщину думать о том, как вырастить детей без помощи мужа, одни сдаются, а другие – бросают вызов себе и обстоятельствам, как это сделала многодетная мама из Витебска Светлана Белоусова. Она стала дальнобойщицей, рассказывает портал vitbichi.by.

Родом Светлана из Сенно (Витебская область). По первому образованию – экономист-менеджер, по второму – педагог. Еще есть «корочки» на преподавание теории в автошколе, об окончании бухгалтерских курсов, и даже журналистские (это чувствуется по тому, как героиня излагает свои мысли, красочно описывает страны, в которых побывала). Весомый багаж знаний сначала помогал Светлане в семейном бизнесе, а сейчас – за рулем фуры. Судя по фото, работает Светлана в компании R Group.

О том, что однажды станет водителем большегруза, и мыслей не было. Появились они после расставания с мужем, когда непростая жизненная ситуация потребовала принятия нестандартных решений. Категорию «С» получила еще когда жили семьей, и это было необходимо для семейного бизнеса, как и категория «Е», потому что планировали развивать семейное предприятие, но на «Е» сдавала уже гораздо позже.

На практических занятиях ребята, которые пересдавали на права после лишения, спрашивали, не в дальнобой ли я собралась, – вспоминает Светлана учебу. – Но тогда это воспринималось на уровне шуток. Решение пришло позже, спонтанно и неожиданно даже для самой себя, не говоря уже об окружающих.

Как отнеслись дети к выбору мамы? С пониманием, поддержали. Конечно, без переживаний, притом, с обеих сторон, не обошлось: у дочери и младшего сына как раз подростковый возраст, но, к счастью, старший сын уже самостоятельный, и очень ответственный, помогает с воспитанием младшего, которому сейчас как никогда нужен пример мужского поведения и помощь в выборе жизненных ориентиров и профессии.

Первые ощущения, когда витебчанка оказалась за рулем фуры, были непередаваемыми. Это и волнение, и переживание, и в то же время –восторг. Светлана прекрасно осознавала, что 40-тонная махина имеет свою специфику управления, габариты, которые могут создать проблемы на дороге при неправильном маневрировании. К тому же, международные грузоперевозки – это целый комплекс задач, стоящих перед водителем. И мало просто проехать на этом 17-метровом автопоезде от одной точки к другой, нужно еще проследить, чтобы была верно оформлена вся сопроводительная документация, правильно расставлен и закреплен груз. Нюансов очень много, и все их нужно держать в голове. Тот же самый хлопок, к примеру, нельзя увязывать ремнями, трение создает искру, – и машины горят. Семя льна в бигбегах, наоборот, подвижное, и увязывается специфически крест-накрест, чтобы не было кренов. Наливные грузы в емкостях создают «волну», которая раскачивает автомобиль при маневрах. Высокие грузы смещают центр тяжести автомобиля, делая его неустойчивым. Иногда Светлана перевозит опасные грузы.

Я сама по себе достаточно мобильная и легкая на подъем, поэтому привыкла к будням дальнобойщика быстро, – вспоминает Светлана о своих первых рейсах. Кабина – это как скромная по квадратуре квартира, в которой есть все для жизни – «спальник», холодильник, газовая плитка, полочки для вещей. Несмотря на то, что холодильник всегда под рукой, открываю я его реже, чем дома (смеется). Некогда и не хочется особо, ведь готовить ни для кого не нужно.

Как многодетная мать из Витебска стала дальнобольщицей 3

В паузах многодетная мама всегда старается, если позволяет время, и машина стоит на хорошем безопасном паркинге, выйти прогуляться, познакомиться со страной. Очень понравилась Германия. Башни XIV-XV веков постройки, булыжные мостовые – кажется, что попадаешь в прошлое. Впечатлили масштабами порты Голландии, Бельгии. Смотришь на огромные корабли, как они «паркуются» в доках, и тогда собственная 17-метровая ласточка кажется каким-то червячком на фоне этой громадины. Благодаря работе витебчанка побывала не только в Польше и Германии, но и во Франции, Австрии, Италии, на Балканах, в Прибалтике, а еще – за Уральскими горами и в южных регионах России.

Профессия дальнобойщика, по мнению Светланы, видится с налетом романтики только со стороны. На самом деле это тяжелый труд. И вовсе не женский.

Только представьте себе, как под дождем, снегом, в мороз или изнуряющую жару грузиться, крепить груз, тентоваться – рассуждает она. – Как ехать в ливень или гололед, какую опасность представляют собой заснеженные спуски и подъемы. Каково это, когда перестает работать печка или что-то ломается в машине. Всегда нужно быть внимательным. Ты отвечаешь своей зарплатой за ошибки в документах. Если рассказать все, то получится страшилка, сродни «не ходите, дети, в Африку гулять». Не случайно в этой профессии мало женщин, но, общаясь с ними, понимаешь – им многое по силам.

И от этого нашей героине немного грустно, ведь так хочется чувствовать надежное плечо, чтобы не нужно было что-то доказывать ни себе, ни тем более кому-то.

Сложно сказать, хотела бы Светлана, чтобы кто-то из детей выбрал эту профессию, или нет. Скорее, нет, хотя ничего не исключает. Когда-то семья нацеливалась на развитие семейного бизнеса, но жизнь – удивительная штука, и как она повернется дальше, – никто не знает.

Как долго Светлана будет еще в этой профессии, загадывать не берется, ведь не все зависит только от нее. На вопрос, считает ли себя сильной женщиной, только пожимает плечами.

Возможно. По крайней мере, мне так часто говорят мои знакомые, и думаю, со стороны видней, – говорит она. – Но порой бывает страшно, бывает даже очень страшно, и тогда я осознаю, что все-таки немного трусиха, да и инстинкты самосохранения никто не отменял. Особенно, когда за тобой – дети. Помогает ответственность за них и вера в лучшее. Мешает отсутствие самодисциплины. Не знаю, нужно ли с этим что-то делать? Кому-то проще действовать по плану, а кому-то – по интуиции. Надеюсь, она меня не подведет. Я самая обычная женщина, со своими слабостями и недостатками. Готовить умею, но не делаю из еды культа, поэтому не очень заморачиваюсь на кухне. Когда есть настроение, то с удовольствием занимаюсь рукоделием: вяжу и шью. В сложные времена приходилось шить одежду детям, постельное. Сейчас многое привожу из поездок. И проще, и приятно, когда дома вещи со своей историей и с энергетикой места, где они куплены. Люблю своих домашних питомцев: у нас дома настоящий зверинец – собака, две кошки и аквариумные рыбки.

В людях Светлана Белоусова ценит порядочность и искренность, в мужчинах – верность и надежность. В перерывах между рейсами она занимается творчеством с детьми, хватает и домашних дел, накопившихся за время ее отсутствия. Много внимания уделяет профессиональным сообществам на телеграм-канале под общей маркой [ДL] Дальнобой Life, где грамотной командой администраторов групп собрано все, что нужно для работы водителя СЕ-формата – общие советы и рекомендации по странам, работодателям, режимам труда и отдыха, запретам и ограничениям; дается обстановка в режиме реального времени по границам, и есть площадка, где встречаются продавцы и покупатели запчастей и цацек для грузовиков.

Меня пригласили в группу, когда там было всего 600 человек. Ребята взяли надо мной вначале шефство, а затем – в команду – отмечает витебчанка. – Сейчас у нас многотысячные сообщества, и 9 сопутствующих тематических групп, пользующихся большой популярностью и уважением у водителей. Не раз слышала по рации и от других водителей положительные отзывы. Приятно делать полезное дело, и участвовать в таких масштабных проектах тоже интересно.

Накануне весеннего праздника Светлана Белоусова пожелала всем витебчанкам, чтобы их глаза горели радостью и счастьем, и каждый новый день был насыщенным и интересным, а рядом всегда были те, кто готов поддержать и, если нужно, сказать: «Не реви, пустяки, дело-то житейское, решится и это».