Беларусь рассматривает возможность создания лоукост-авиакомпании в Гродно.
12 июля 2020 г. в программе «Неделя» телеканала СТВ министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Авраменко рассказал, что лоукост-авиакомпанию планируют создать в Гродно.
Мы задумались о создании второй белорусской, более бюджетной авиакомпании для развития конкуренции и перевозок пассажиров. Для этого рассматриваем гродненский аэропорт, и компанию планируется создать в Гродно. В ближайшее время будем принимать решение по развитию данного направления, – говорит Алексей Авраменко.
Беларусь открыта для сотрудничества с лоукост-авиакомпаниями. У нас уже было подписано одно соглашение и решение было принято, но все приостановилось. Надеюсь, восстановим переговоры. Конечно, мы активно приглашаем лоукост-компании для загрузки наших областных аэропортов. Но при этом надо выстраивать свою схему и в Гродно. Это будет интересно местным властям. Надо выбрать определенные направления, допустим, в Израиль, и выстраивать маршруты в этом направлении, – отмечает Алексей Авраменко.
Напомним, что под лоукостом (с англ. Low cost – «низкая стоимость») подразумеваются рейсы, билеты на которые можно купить в 2-3 раза дешевле, по сравнению с обычными ценами на это направление. Авиакомпании-лоукостеры (или дискаунтеры) своим появлением произвели настоящую революцию в воздушном сообщении, сделав перелеты невероятно дешевыми и доступными.
На сегодняшний день из Беларуси лоукосты не летают, за исключением сезонного рейса в Барселону от авиаперевозчика Vueling. Несмотря на то, что полеты лоукост из Минска не доступны, это не мешает белорусам активно пользоваться услугами таких известных во всем мире лоукостеров как Ryanair и Wizz Air из соседнего аэропорта Вильнюс (ранее его даже называли Минск-3). Соседняя столица находится недалеко от Минска, а сам аэропорт – в черте города, куда также легко добраться. Лоукосты из Вильнюса летают практически во все точки Европейского Союза. В настоящее время в вильнюсском аэропорту присутствуют как минимум 5 лоукост компаний. Однако этот сезон омрачен covid-19 и закрытыми границами Евросоюза для белорусских граждан.
Попытки Беларуси привлечь лоукост-компании в областные аэропорты идут не первый год. Однако большинству лоукост-авиакомпаний интересен только аэропорт Минск и стабильный пассажиропоток. Аэропорт Гродно на базе которого планируют создать лоукост-авиакомпании задействован только в летний период на чартерных перевозках. Попытки зайти в Беларусь еще в 2015 году предпринимал российский лоукостер Победа, но ни один рейс так и не был выполнен, даже билеты в продаже не появились.
Авиационные власти Венгрии ходатайствуют о том, чтобы авиакомпанию Wizz Air назначили на линию Минск – Будапешт.
Но есть много но…
Ryanair среди прочего указывает, что «…В дополнение, поскольку Беларусь не является частью общей авиационной зоны Европейского Союза, полеты не могут выполняться в режиме «Открытого неба», – это будет зависеть от местных авиационных правил полетов в страну и из страны».
А Wizz Air говорит так: «В целом, условие для разработки новых маршрутов и рынков – это комбинация устойчивого спроса и разумных аэропортовых тарифов. Wizz Air известен своими низкими ценами, и любой новый рынок или аэропорт, заинтересованные в росте пассажиропотока с Wizz Air, должны обеспечить привлекательно низкие расценки».
В Беларуси распространено мнение, что Белавиа против лоукостов, не дает бюджетным компаниям приходить на наш рынок и выставлять дешевые расценки. В марте 2016 года UTair открыл рейс из Минска в московский аэропорт Внуково с безбагажными билетами по 46 евро – это было примерно на четверть дешевле билетов «Белавиа», а годом позже тот же «ЮТэйр» стал продавать билеты с открытым временем вылета по 41 евро. То есть, в Беларуси вполне может работать авиакомпания с ценами чуть ниже, чем у базового перевозчика.