Восточная Европа надеется, что covid-19 и Суд ЕС помогут ей отстоять перед Брюсселем интересы национальных автотранспортных компаний.
Все страны Балтии подписались под открытым письмом-протестом против принятого Европарламентом «Пакета мобильности», который помешает восточноевропейским автоперевозчикам работать в странах Западной Европы.
Опубликованное в Брюсселе коллективное послание подписано отраслевыми министрами Болгарии, Кипра, Эстонии, Венгрии, Мальты, Латвии, Литвы, Польши и Румынии и призвано защитить интересы национальных автоперевозчиков, слишком успешно работающих на западе континента.
Брюссель вопреки протестам Восточной Европы ранее утвердил пакет новых требований к автотранспортным компаниям и, в частности, к условиям труда водителей-дальнобойщиков. Правила ограничивают продолжительность и частоту каботажных рейсов, требуют равной оплаты труда водителей, их обязательного регулярного возвращения в родные страны как минимум раз в три-четыре недели и обязательного ночного отдыха вне кабин их большегрузов.
То есть решения Брюсселя выглядят вроде гуманными и справедливыми по отношению к водителям фур. Но с точки зрения стран Центральной и Восточной Европы, а также островных государств альянса, именно в этой части «Пакет мобильности» создает неравенство. Он нарушает права их транспортных компаний, которые в результате не смогут тягаться с западноевропейскими конкурентами из-за резкого увеличения расходов на рабочую силу.
Не должно быть согласия с решениями не только протекционистскими, но и несовместимыми с законодательством Европейского союза, ограничивающими свободу предоставления услуг на Едином рынке ЕС, – возмущаются в своем послании министры, подписавшие коллективное письмо.
Общая транспортная политика остается неотъемлемой частью Единого рынка с момента создания ЕС и закреплена как таковая в учредительных договорах ЕС. Вопреки этому, недавно принятый «Пакет мобильности I» наносит ущерб автотранспортным предприятиям ЕС, представленным в основном малым и средним бизнесом. Нельзя отрицать, что «Пакет мобильности» был подготовлен в совершенно другой социально-экономической реальности, до пандемии covid-19. Положения «Пакет мобильности I» будут препятствовать эффективному функционированию цепочек поставок в то время, когда своевременная доставка стратегических товаров, таких как лекарства, особенно важна, – утверждают подписанты.
Надо сказать, что явление миру пандемии covid-19 создало для политиков и в первую очередь для европейских политиков и лидеров разного уровня, уникальную возможность обосновывать свое согласие или несогласие практически по любому вопросу условиями пандемии. Образно говоря, условиями такого состояния общества и экономики, когда все всерьез напуганы и как бы едины перед лицом общей беды.
Сейчас, когда все мы, не жалея сил и средств, боремся с последствиями covid-19, было бы неверно – и далее уже можно развивать собственно тему дискуссии. Будь то распределение бюджетных средств или, как в данном случае, условия труда водителей-дальнобойщиков. Любой общественный деятель, вовремя не вставивший в свое послание упоминание о вирусе и не попытавшийся ну хоть как-нибудь увязать его с темой обсуждения, обречен, вероятнее всего, на критику.
Восточная Европа прежде, еще до того, как о пандемии covid-19 вообще стало известно, высказывала свое несогласие с намерением Западной Европы и ее профсоюзов водителей ограничить для автотранспортных компаний восточных регионов альянса возможности свободно работать на всей территории континента. Но пандемия добавила теме драматизма, и в совместном послании она прозвучала практически так: «Вы что же, не хотите, чтобы лекарства умирающим доставлялись как можно быстрее?».
Однако аффектированный стиль послания кажется в этом случае лишним. Во всяком случае, на крупный бизнес он точно не подействует. А автотранспортные перевозки в Европе – это очень и очень большой бизнес, поддерживаемый еще и чрезвычайно богатыми и влиятельными профсоюзами.
Отметим, что эстонские, литовские, польские или болгарские фирмы посылают своих водителей фур возить грузы по Франции, Нидерландам или Германии, работая за меньшие, чем их западноевропейские конкуренты, деньги и доставляя заказы быстрее за счет меньшей «избалованности» своих водителей. Которые ради относительно высоких для их стран заработков готовы отдыхать в пути с меньшим комфортом, питаться консервами и месяцами не возвращаться домой. И это, конечно, не может нравиться французским и немецким профсоюзам, транспортным компаниям и, следовательно, политикам, полагающимся на их голоса избирателей.
Восток винит в неприятностях своих автотранспортных фирм, прежде всего, президента Франции Эммануэля Макрона, который в ходе предвыборной кампании обещал уравнять конкурентные способности автотранспортников, найдя управу на восточноевропейских водителей.
То есть, заставив их работодателей платить им и заботиться об условиях их труда так же, как это делают западноевропейские конкуренты. Что практически лишает «восточников» или тех же киприотов и мальтийцев заинтересованности работать в западных регионах Евросоюза.
Министр экономики и инфраструктуры Эстонии Таави Аас еще в начале августа заявлял о готовности правительства страны оспорить ряд положений «Пакет мобильности» в Суде ЕС. Но иск в Суд ЕС пока подала только Венгрия. Предполагается, что страны восточной Европы либо присоединятся к кому-либо из истцов, либо будут пытаться по-отдельности оспорить новые директивы в Суде правосудия Евросоюза.