Венгрия требует отменить постановления ЕС, которые негативно влияют на деятельность автомобильных перевозчиков.
26 октября 2020 г. правительство Венгрии подало иск в Суд Европейского союза, в котором требует отмены некоторых директив и положений Пакета мобильности, поскольку они налагают несоразмерное финансовое и административное бремя на европейских перевозчиков. Кроме того, некоторые из оспариваемых требований нарушают запрет дискриминации, противоречат целям ЕС в области защиты климата или их исполнение невозможно без нарушений.
Напомним, что Европарламент 9 июля одобрил Пакет мобильности, которым изменяются условия работы дальнобойщиков и транспортных компаний ЕС. Масштабная реформа в ЕС, направлена на изменение условий работы дальнобойщиков и компаний, занимающихся автоперевозками. Обновлены правила командировки водителей, их отдыха и доступа к рынку, что призвано улучшить условия работы водителей и предотвратить нечестную конкуренцию в перевозке грузов по дорогам ЕС. Основной камень преткновения заключаются в возвращении водителей (каждые 3-4 недели) и грузовиков (каждые 8 недель) в штаб-квартиру компании.
По мнению венгерских властей, некоторые положения Пакета мобильности противоречат основным свободам занятости, свободному перемещению товаров и услуг и содержат протекционистские меры, ограничивающие функционирование единого рынка ЕС и национальных рынков.
Кроме того, они предоставляют привилегии транспортным компаниям из стран, не входящих в Евросоюз, которые не обязаны соблюдать какие-либо правила ЕС. Рост числа перевозчиков из третьих стран не только наносит экономический ущерб государствам-членам ЕС, но также может ухудшить ситуацию с безопасностью дорожного движения европейских граждан. Увеличение бюрократического бремени и затрат для перевозчиков, как на уровне ЕС, так и на национальном уровне, затруднит восстановление экономики после вирусного кризиса.
Власти Венгрии требуют отмены в общей сложности пяти пунктов в трех связанных директивах и постановлениях. Это исключит водителей, занимающихся международными автомобильными перевозками, из сферы действия Директивы о командировке работников и сопроводительных операций по комбинированным перевозкам из новых правил, касающихся операций по комбинированным перевозкам. Помимо этого, ввиду недостаточного количества безопасных мест для отдыха венгерское правительство считает запрет на ночевку в салоне практически неосуществимым. Внедрение интеллектуальных тахографов до 2034 г. нарушает принцип правовой определенности и создает непоправимое невыгодное конкурентное положение для транспортных компаний из ЕС.
Одно из новых правил, на которое подана жалоба, состоит в том, что транспортные средства перевозчика, используемые для международных перевозок, должны вернуться в один из операционных центров этого государства-члена в течение 8 недель после отъезда. Порожние грузовики излишне увеличивают выбросы CO2 в секторе автомобильного транспорта. Обязательный возврат транспортного средства фактически исключает островных перевозчиков из единого рынка и значительно ограничивает доступ операторов из нескольких государств-членов из Восточной и Центральной Европы. Поездки без груза чрезмерно увеличивают ущерб европейской дорожной сети и риски безопасности дорожного движения.
По заявлению министра юстиции Венгрии Юдит Варга, протекционистские меры подрывают внутренний рынок, на котором основан ЕС, и, таким образом, приводят к непредсказуемым последствиям.
Как и в случае с Директивой о командировке работников в 2018 г., сейчас мы предпринимаем решительные действия против регулирования ЕС, которое дает западноевропейским странам-членам чрезмерное конкурентное преимущество. Мы призываем Суд Европейского Союза отменить законодательство, которое является явно дискриминационным и противоречит принципам, закрепленным в договорах ЕС, что, в свою очередь, противоречит свободе предоставления услуг, – отмечает министр юстиции Венгрии Юдит Варга.
В свою очередь государственный секретарь по транспортной политике Министерства инноваций и технологий Венгрии Ласло Мошоци заявил, что защита транспортного сектора имеет первостепенное значение для правительства Венгрии, так как его вклад в валовой национальный продукт страны составляет более 6%.
Почти 95% отечественных перевозчиков, предоставляющих услуги международных автомобильных перевозок, являются малыми и средними предприятиями, и на них могут непропорционально сильно повлиять меры, применяемые с февраля 2022 г. Эти правила подрывают европейскую конкурентоспособность, ставят под угрозу рабочие места и спровоцируют рост цен на транспортные услуги, от чего явно проигрывают потребители, – заявил государственный секретарь по транспортной политике Министерства инноваций и технологий Венгрии Ласло Мошоци.
Помимо Венгрии, против принятия Пакета мобильности активно выступали Болгария, Кипр, Эстония, Польша, Латвия, Литва, Мальта и Румыния. В настоящее время некоторые из этих стран готовят свои иски в Суд Европейского союза. В тоже время перевозчики из Западной Европы недовольны противодействием восточноевропейских властей и транспортных ассоциаций Пакету мобильности.