INFOTRANS.BY отметил основные тенденции глобальной контейнерной индустрии в апреле-мае 2020 г., а также привел мнения экспертов отрасли.
Пандемия covid-19 значительно сократила в апреле-мае трафик судов и привела в состояние неопредленности глобальную контейнерную индустрию, вакантность контейнеров достигла 4 млн TEU, а убытки за 2020 год могут превысить 10 млрд долл.
Глобальный контейнерный трафик сократился на 4 млн TEU.
По данным сервиса Sea-Intelligence, на прошлой неделе мировой объем морских контейнерных перевозок сократился на рекордные 3,96 млн TEU. Резкое сокращение рынка обусловлено отменой рейсов крупными судоходными линиями из-за падения спроса на перевозки.
Судоходные линии, входящие в состав крупных морских альянсов, начали объявлять об отмене некоторых рейсов на III квартал этого года. Перевозчики отменяют свои рейсы, в надежде сократить эксплуатационные расходы и предотвратить падение ставок на фрахт из-за снижения спроса на морские перевозки.
В I квартале объемы судоходной линии CMA CGM снизились на 4,6%, и по прогнозам Мишеля Сирата, финансового директора компании, во втором квартале объемы контейнерных перевозок сократятся примерно на 15%. В пресс-релизе CMA CGM от 8 июня говорится, что судоходная линия продолжает корректировать свои мощности и материально-технические ресурсы, чтобы «сохранить прибыльность и защитить свои денежные потоки и ликвидность компании».
Отрасль быстро отреагировала на падение спроса, эффективно распределив свои мощности. Если вы посмотрите на фрахтовые ставки, то увидите, что падения цен не произошло, – отметил финансовый директор CMA CGM Мишель Сират.
Более того, ставки на морские перевозки на некоторых трейдах даже возросли. По данным системы Freightos, с 29 мая по 5 июня ставки на перевозки по маршруту Китай/Восточная Азия – Северная Америка (западное побережье) выросли почти на 14%.
Но предугадать заранее, какие рейсы и на каких маршрутах будут отменены – невозможно, даже самим перевозчикам. Это может создавать большие проблемы для экспедиторов, поскольку из-за отмены рейсов и заходов в некоторые порты могут пострадать цепочки поставок определенных товаров. Еще на прошлой неделе эксперты полагали, что уже через шесть недель объемы морских контейнерных перевозок вернутся к своему докарантинному уровню и сокращения мощностей уже не предвидится. Но по мнению специалистов из Sea-Intelligence, в ближайшее время ситуация будет только ухудшаться.
По предварительным данным, в течение следующих 12 недель пропускная способность на транстихоокеанском маршруте снизится примерно на 8%, а на маршруте Азия-Европа – на 15%. Судоходные линии, входящие в состав альянсов 2M и THE Alliance уже объявили об отмене 75 рейсов на весь III квартал этого года.
Пандемия covid-19 значительно сократила трафик судов через Панамский канал.
В апреле через канал прошли 1022 судна, в мае трафик сократился до 925 судов. Для сравнения, в январе 2020 года было 1283 транзита, в феврале – 1226, в марте – 1210. Больше всего пострадал сегмент круизного судоходства. Также значительно сократилось количество автомобилевозов и танкеров-газовозов.
Напомним, что еще в июне 2016 года завершился проект расширения Панамского канала стоимостью 5 млрд долл. Новые шлюзы пропускают суда в 3 раза превышающие суда класса Panamax – класс судов, габариты которых, как следует из названия, ограничивались предыдущими параметрами канала. Однако строительство новых шлюзов остро поставило проблему водоснабжения, так как для пропуска каждого судна их приходится заново наполнять пресной водой из уже сильно обмелевшего озера Гатун. Поэтому актуальным вопросом остается – поиск новых источников водоснабжения шлюзов канала, на что потребуется не менее чем 2 млрд долл.
Суэцкий канал обходят через мыс Доброй Надежды.
В последнее время участились случае обхода Суэцкого канала. Чтобы не платить за транзит через Суэц, контейнерные сервисы на маршруте Азия-Европа/восточное побережье США переориентировались на маршрут в обход Африки вокруг мыса Доброй Надежды
Путь в обход Суэцкого канала через мыс Доброй Надежды на 3 тыс. морских миль длиннее. Несмотря на то, что скорость судов увеличена на 2 узла, транзитное время увеличивается на 5 дней, а это, из-за расходов на топливо, увеличивает расходы для каждого контейнеровоза примерно на 200 тыс. долларов. Но сборы за транзит через Суэцкий канал составляет 400-500 тыс. долл.
Низкие цены на бункер и падение спроса в связи с пандемией covid-19 привели к резкому росту числа контейнерных сервисов Азия-Европа и Азия-восточное побережье США, которые переориентировались на маршрут вокруг южного окончания Африки. Низкая стоимость буркерного топлива делает этот маршрут экономически выгодным. Например, на 5 мая стоимость буркерного топлива – 252 долл. за тонну. Для сравнения, в начале года она превышала 700 долл. за тонну.
Так, на маршрут вокруг Африки переориентировались девять магистральных сервисов из Европы и восемь с восточного побережья США в направлении портов Азии, а также CMA CGM перенаправила на длинный маршрут три сервиса из Азии в Европу.
Администрация Суэцкого канала уже предоставила значительные скидки для судов, направляющихся в порты восточного побережья США. Кроме того, скидка предоставляется и для всех контейнеровозов, направляющихся в/из Европы, но этого явно недостаточно.
Судовладельцы вряд ли будут работать в обход Суэцкого канала в долгосрочной перспективе – чтобы это было экономически целесообразно, нужны низкие цены на нефть, избыточный тоннаж, маленькие скидки на проход через Суэцкий канал и готовность мириться с увеличением транзитного времени.
Формируется новая региональная модель трансшипмента.
Данные последнего отчета PortEconomics по итогам 23 недели, завершившейся 7 июня, свидетельствуют о росте числа высокочастотных фидерных сервисов в региональные порты, в то время как количество судозаходов на магистральных океанских маршрутах продолжает снижаться.
Согласно отчету, основанному на данных по 104 портам, 39% портов зафиксировали за последние две недели сокращение числа судозаходов на 5-25%, для 6% портов количество заходов контейнеровозов сократилось более чем на 25%. Это значительное улучшение по сравнению с 45% на неделе, закончившейся 24 мая.
В отчете отмечается, что отменялись в основном судозаходы на магистральных сервисах в хабовые порты. Пик отмен в Европе пришелся на неделю с 4 по 10 мая. В других регионах ситуация еще не достигла пика и продолжает ухудшаться.
Однако ситуация в целом является очень неоднородной. Некоторые альянсы реструктурировали сервисы, другие продолжают отменять рейсы. Некоторые сохраняют высокочастотные фидеры на крупные региональные порты. Похоже, что формируется новая региональная модель трансшипмента.
Убытки контейнерной индустрии за 2020 год могут превысить 10 млрд долл.
В целом индустрии океанских контейнерных перевозок удалось достаточно успешно завершить I квартал 2020 г., несмотря на резкое снижение спроса, однако в следующих кварталах оно неминуемо приведет к огромным убыткам. Беспрецедентное снижение объемов контейнерных перевозок в 2020 году не вызывает сомнений, – отмечает глава Blue Alpha Capital Джон МакКаун.
CMA CGM в опубликованном ранее на этой неделе отчете за первый квартал дает прогноз 15% падения погрузки во втором квартале. Maersk ожидает сокращение объемов по всем направлениям бизнеса на 20-25%.
Альянсы 2M и THE Alliance уже объявили об отмене примерно 75 рейсов на маршрутах между Азией и Европой. Отмены запланированы на предстоящие месяцы до октября, когда заканчивается традиционный пиковый сезон, что означает, что участники рынка не рассчитывают на быстрое восстановление спроса после пандемии. Тем не менее, МакКаун не уверен, что эти меры позволят перевозчикам вновь избежать резкого падения ставок фрахта в условиях резкого сокращения объемов.
При этом никуда не делся и фактор дополнительных пошлин в торговле между США и Китаем. Пошлины на сегодняшний день составляют 91% от пиковых уровней. Торговая война США и Китая уже привела к отмене заказов и к тому, что альянсы контейнерных перевозчиков были вынуждены отменить ряд сервисов.
МакКаун прогнозирует, что по итогам 2020 года убытки индустрии океанских контейнерных перевозок могут составить 10,6 млрд долл. В случае развития ситуации по самому оптимистичному сценарию прогнозируемый убыток составит 5,4 млрд долл., по самому пессимистичному – 15,9 млрд долл.