ГК TELS поделилась мнением экспертов относительно устойчивости железной дороги к проблемам связанных с пандемией.

В то время, как рынок автомобильных грузоперевозок терпит сокращение объемов и беспрецедентное усложнение доставки грузов на фоне экономического кризиса и эпидемиологической обстановки, Российские железные дороги сообщают, что перевозка контейнеров в их сети за первый квартал этого года выросла на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В целом, железнодорожный транспорт показал самую низкую зависимость от проблем, связанных с пандемией. Он, безусловно, тоже пострадал от текущей кризисной ситуации, но эти потери связаны с сокращением производства и загрузок, а не с действием карантинных мер. Контейнер на железной дороге пересекает границы государств сравнительно легко по сравнению с грузом, следующим в автомобильном транспорте.

Даже короткие расстояния – по ж/д.

Один из показательных примеров: Министерство промышленности и торговли Приморского края прорабатывает вопрос доставки плодоовощной продукции в Приморье поездом из Хуньчуня.

Напомним, с 6 апреля 2020 г. прекращены автомобильные грузовые перевозки через российско-китайские погранпереходы Пограничный – Суйфэньхэ, Полтавка – Дунин и Турий Рог – Мишань. Такое решение китайские власти аргументируют тем, что не могут обеспечить централизованную проверку и карантин возросшего грузопассажирского потока.

Железнодорожный транспорт показал самую низкую зависимость от проблем, связанных с covid-19 1
Фото носит иллюстративный характер

В сложившейся ситуации торговые сети стали рассматривать альтернативный способ поставки продукции. Министр промышленности и торговли Приморского края Сергей Калитин сказал, что плодоовощная продукция будет перевозиться 20 рефрижераторными контейнерами. По его словам, параллельно ведется работа по организации железнодорожных поставок в Приморье томатов из Узбекистана и плодовоовощной продукции из Вьетнама.

Из Китая в Европу – грузов все больше.

В марте-апреле в российских СМИ прошла серия сообщений об открытии новых транзитных железнодорожных сервисов: из Китая в Австрию, из Китая в Испанию, из Китая в Германию через Калининградскую область и пр.

Официальный представитель Министерства коммерции КНР Гао Фэн на еженедельном брифинге сообщил, что объем транспортировки железнодорожных грузов из Китая в Европу с января по март 2020 года вырос в годовом исчислении на 18%, количество товарных составов на данном направлении увеличилось на 15%. В текущем году грузовое железнодорожное сообщение между нашей страной и Европой в целом стабильно развивалось. Пандемия довольно незначительно отразилась на этом виде транспорта. Гао Фэн уточнил, что только за март КНР поставила исторический рекорд, направив в европейские страны более 800 поездов.

Ранее доставка почтовых грузов из Китая в Европу осуществлялась самолетами с довозом автотранспортом. Сейчас пассажирские авиаперевозки ограничены, а грузовое пространство на оставшихся рейсах отдается под грузы медицинского назначения. Чтобы разгрести скопившуюся почту, было решено подключить железную дорогу и запустить из Китая в Европу почтовые поезда. В ближайшие 2-3 месяца планируется доставить в Европу 2 тыс. тонн почтовых грузов. Каждый поезд будет перевозить порядка 300 тонн почтовых отправлений. Большинство маршрутов из Китая будут идти до Литвы, часть поездов планируется отправлять в Польшу. Оттуда почтовые грузы будут отправлять автотранспортом получателям в 30 стран Европы.

Дисбаланс в контейнерных потоках, но проблему решают.

Грузов из Китая в Европу везут намного больше, чем на обратном направлении. Остановка предприятий в Европе привела к резкому замедлению и товаропотоков в Китай, и перевозок порожних контейнеров.

Обычное соотношение контейнеропотока Восток – Запад и Запад – Восток – 2 к 1, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на гендиректора компании «РЖД Логистика» Дмитрия Мурева. При этом, по данным РЖД, перевозки груженых контейнеров на маршруте Китай – Европа – Китай в марте выросли на 33,4%, до 28,5 тыс. TEU, отправка порожних, следующих в основном из Европы в Китай, снизилась почти на 70%, до 1 тыс. TEU. Источник «Коммерсанта», знакомый с ситуацией, пояснил, что на фоне ухудшения экономики контейнеры из Европы стали вывозить в Китай морем, что наносит ущерб тем транзитным операторам, которые предлагают комплексную услугу с возвратом порожних контейнеров в КНР.

Железнодорожный транспорт показал самую низкую зависимость от проблем, связанных с covid-19 3
Фото носит иллюстративный характер

Чтобы компенсировать этот дисбаланс, РЖД с 1 апреля 2020 года дает скидку 40% при отправке порожних контейнеров через белорусско-польские погранпереходы по маршруту из Красного Смоленской области до станций Канисай или Карталы (на границе с Казахстаном): тариф составит 288 и 357 швейцарских франков соответственно. Такие же ставки установлены при транспортировке контейнеров через Красное и Канисай или Карталы через российско-польские погранпереходы или российские припортовые станции Балтийского моря.