После снятия пандемических ограничений импортеры из Китая перешли на морской транспорт, который дешевле железнодорожной доставки. Однако наземный транспорт в два раза быстрее морского.
Министерство транспорта Китая заявило, что перевалка контейнеров в портах в I полугодии 2022 г. составила 140 миллионов TEU, что на 3% больше, чем годом ранее. В июле перевалка контейнеров в Шанхае составила 139,8 тыс. TEU в сутки, достигнув допандемического уровня. «В конце июля мы видим отток некоторых клиентов в морские порты, чему способствует не только разблокировка всех портов Китая, но и снижение ставок морских фрахтов. Однако ситуация очень нестабильна. Цены на фрахт меняются каждый месяц, а 3-4 года назад они устанавливались раз в год или полгода», – отмечает Бартош Мишкевич, президент Symlog.
Ирена Топалова, руководитель железнодорожного департамента по регионам ЕС и Китая в AsstrA-Associated Traffic, считает, что разблокировка китайских портов существенно не повлияла на железнодорожные перевозки грузов клиентов по Новому Шелковому пути.
Китайские железные дороги сообщили, что в первом полугодии количество поездов, соединяющих Китай с Европой, увеличилось на 2% до 7473. Они перевезли 720 000 TEU, что на 2,6% больше, чем за аналогичный период 2021 года.
После начала российско-украинского конфликта некоторые клиенты отказались от железнодорожного транспорта, который проходит через Россию и Беларусь. «Они перешли от железнодорожных перевозок к морским и воздушным перевозкам, и в результате на морском транспорте начались серьезные задержки. Случалось даже, что железная дорога была быстрее авиадоставки. Клиент, который отправил товар самолетом, получил его на следующий день после того, как мы разгрузили наши контейнеры, привезенные поездом. В аэропортах образовались заторы, и на их разгрузку ушло несколько недель», – говорит президент Symlog.
Заторы образовались и на железной дороге. «Срок доставки поездом в апреле составил 9 дней, но когда выяснилось, что поезда ходят безопасно и грузы застрахованы, в мае мы зафиксировали очень большой приток заказов, и в июле уже была большая проблема с более длительными сроками доставки. Большое количество поездов заблокировано на китайско-казахстанский железнодорожном переходе в Алашанькоу, а в июле китайские железные дороги отменили несколько десятков поездов», – признает Бартош Мишкевич. Он добавляет, что ситуация на железной дороге нормализуется.
Также представитель AsstrA говорит о задержках только отправления поездов с китайских станций. «Мы не сталкивались с трудностями на погранпереходах. Контейнеры из Китая в Польшу идут без каких-либо препятствий», – подчеркивает Топалова.
«Время в пути от станции в Китае до станции в Польше составляет 18 дней. Это более чем в 2 раза быстрее, чем время, необходимое для транспортировки контейнера по морю. Стоимость морской доставки составляет 8-9 тыс. долл., железнодорожной – 9-12 тыся. долла. Однако во времена повсеместного дефицита цена не обязательно должна быть самой главной. Ставка фрахта имеет второстепенное значение. На протяжении 2 лет самое главное – это наличие товара. Победителем становится тот, у кого товар на полке в магазине, а не на складах где-то в Китае», – считает Бартош Мишкевич.
Производство в Китае должно быстро расти. Местные власти освободили наземный транспорт от пандемических ограничений. В июле количество грузовиков на автомагистралях увеличилось на 10,8% по сравнению с 18 апреля. Грузовики могут въезжать на все дороги, и пробки исчезли.
Ирена Топалова надеется, что количество железнодорожных перевозок продолжит увеличиваться, ведь осень – самый жаркий период для грузоперевозок.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!