1 июля 2020 года Национальному аэропорту Минск исполнилось 37 лет.
Национальный аэропорт Минск – главный международный аэропорт в Беларуси, расположенный в 42 км от Минска, созданный 1 июля 1983 года. Национальный аэропорт Минск является аэропортом базирования белорусских национальных авиакомпаний Белавиа, Трансавиаэкспорт, а также частных грузовых авиакомпаний Genex, Rada Airlines, Ruby Star.
Решение о строительстве нового аэропорта было принято в силу того, что действующий аэропорт Минск-1, расположенный в черте города Минска и ныне уже не действующий, перестал отвечать потребностям столицы союзной республики. Короткая взлетно-посадочная полоса не позволяла принимать ближнемагистральные самолеты, эксплуатирующиеся в то время.
Национальный аэропорт Минск имеет взлетно-посадочную полосу длиной 3641 м, шириной 60 м, что позволяет осуществлять посадку всех типов воздушных судов, в том числе Боинг-747, Ан-124 Руслан, Ан-225 Мрия и др. (с максимальной взлетной массой до 600 тонн), за исключением Airbus A380. На стоянках аэропорта одновременно могут разместиться 48 воздушных судов.
Вторая взлетно-посадочная полоса может принимать все типы воздушных судов гражданской авиации.
Вторая взлетно-посадочная полоса длиной 3700 м и шириной 60 м построена в 2019 году параллельно старой, и вкупе со скоростными рулежными дорожками позволяет принимать все без исключения типы воздушных судов гражданской авиации, включая Airbus A380, радиус поворота которого не позволял вписываться в старые дорожки.
За 2019 год аэропорт Минск обслужил 5 101 766 пассажиров.
К 1990 году общий пассажиропоток достиг 2,2 млн пассажиров. После распада СССР в 1991 году количество рейсов сократилось. В 1997 число обслуживаемых пассажиров составило 516 тысяч, в 1998-м – 480 тысяч, в 2000 году – только 400 тысяч пассажиров. В 2008 году пассажиропоток впервые после распада СССР превысил один миллион человек. По итогам 2011 года в Национальном аэропорту Минск было обслужено 13 089 рейсов и 1 430 018 пассажиров. Пассажиропоток рос с каждым годом и за 2019 год аэропорт Минск обслужил 5 101 766 пассажиров, что больше на 12,5% по сравнению с результатами 2018 года. Число обслуженных авиарейсов составило 28 417, что на 8,9% превысило результаты работы по отношению к 2018 году. По итогам 2020 году будет конечно падение пассажиропотока, связанное с приостановкой большинства рейсов в связи с covid-19.
Новый терминал и жд-ветка в аэропорт.
Планируется строительство нового терминала в Национальном аэропорту Минск, поскольку действующий терминал не справляется с пассажиропотоком, проект реконструкции проходит согласование в госорганах. Новый терминал будет представлять единый комплекс с действующим. В результате реконструкции к 2025 году аэропорт Минск сможет обслуживать до 10 млн пассажиров в год. Между Минском и аэропортом действует автомобильное сообщение. От аэропорта в Минск курсируют рейсовые автобусы и маршрутное такси. Разработано технико-экономическое обоснование по организации прямого скоростного железнодорожного сообщения в Национальный аэропорт Минск. Ранее использовалась железнодорожная ветка через Смолевичи, что было неудобно.
Как указывает INFOTRANS.BY, особенность аэропорта Минск является отсутствие хэндлинговых компаний на территории аэропорта, все услуги по обработке грузов оказывает сам аэропорт, который является и собственником инфраструктуры. Такая модель не является конкурентоспособной и не используется в Европе. Не летают в Беларусь и низкобюджетные лоукосты. Некоторые авиакомпании, выполняя пассажирские рейсы в Беларусь, везут экспортные грузы из своих стран, но отказываются брать импорт на обратном маршруте в силу небольшого его количества, а также достаточно высоких тарифов на хэндлинг.