Белорусских туристов в Литве стало значительно меньше.
Литва потеряла значительную часть белорусских туристов, ведь шенген сейчас практически не получить и это недешевое удовольствие, – говорит директор Центра LOGCONSULT Дмитрий Курочкин.
Большинство компаний, оказывающих помощь в подготовке документов на получение шенгена, предлагают более-менее быстро получить польскую рабочую визу (категории D) на год. Как вариант еще поездку в составе группы в испанский визовый центр в Москве. Либо ждать даты на туристический шенген в те визовые центры или посольства, которые еще выдают туристические визы. Например нам предлагали французское посольство. Но в принципе стоимость получения шенгена одинаковая.
Так вот, за польскую рабочую визу просят 150 долл (за приглашение), 400 бел.руб. за подготовку документов и бронирование даты подачи. Причем сразу предупреждают, что подавать на визу возможно придется в Лиде, Гомеле, Могилеве и др. городах, где есть визовые центры Польши. Кроме того, еще 55 евро вам обойдется страховка, она делается на 365 дней пребывания в Польше. Еще услуги визового центра – это порядка 50 бел.руб. Итого получается порядка 1000 бел.руб., года 3 назад, до covid-19, эти же услуги стоили в общей сумме не более 300-400 бел.руб., – отмечает Дмитрий Курочкин.
Большинство ищущих варианты получения визы, выбирают именно вариант получения польской рабочей визы и соответственно по этому шенгену ездят как туристы, что не совсем правильно. Но есть и кто действительно работает в Литве или Польше.
Еще 1 базовую (32 бел.руб.) вам придется платить каждый раз при выезде из Беларуси, это сбор за пересечение границы. Оплачивается это все через ЕРИП. Чтобы забронировать очередь на границе на конкретное время, можно еще заплатить 32 бел.руб., воспользовавшись соответствующим приложением, но только там, где есть электронная очередь (например Каменный Лог). На погранпереходе Лоша (сопредельный Шумскас) электронной очереди нет, соответственно там общая живая очередь. Не забудьте еще и про зеленую карту, а это минимально на 15 дней и стоит 30 евро (для белорусов, которые едут в Литву на личном автомобиле).
Недоступность получения виз, практически свел на нет туристический поток белорусов в Литве, многие категории граждан просто не могут выложить такие деньги за визу. В очереди на границе, например мы стояли на Лоше, большинство машин – литовские, купив сигарет, алкоголя и бензина, они возвращаются домой. Они же и создают очереди на погранпереходах, вместе с работающими в Литве и Польше белорусами. Ну и надо напомнить, что Беларуси ввела до конца года безвиз для литовцев, поляков и латвийцев. Вместе с тем, литовские СМИ сообщают что Литва уже озабочена количеством выезжающих литовцев в Беларусь. Везут дешевые сигареты, алкоголь, бензин и другие товары. Не нанесет ли это ущерб литовской экономике? Возможно для трех кто часто ездит в Беларусь Литвой будут вводится какие-то ограничения.
Тот же Акрополис в Вильнюсе выглядит довольно пустынно, белорусских машин практически нету и на стоянке возле этого торгового центра. Еще один торговый центр Вильнюс Аутлет, который открылся относительно недавно, вообще выглядит как мертвый, белорусов здесь тоже практически нет. На дорогах столицы Литвы – практически не встретишь и белорусских легковушек, хотя раньше их было много. Но мы были в будний день, – возможно на выходных ситуация более радужная и белорусов в Литве в эти дни больше, – отмечает Дмитрий Курочкин.
Обнуление потока белорусских туристов в Литву произошло еще в связи с covid-19, когда большинство стран закрыли свои границы. Ну а после начала конфликта России с Украиной никто и не думает возвращать туристические визы (Литва не выдает туристические визы), да и поезд Минск-Вильнюс, так и не возобновил свое курсирование. Все это негативно сказывается на экономике Литвы, ведь белорусские туристы ехали в Литву за шопингом, везли туда деньги, останавливались в гостиницах и т.д. Да и топливо сначала года подорожало в Беларуси на 20% и литр 95-го бензина теперь стоит 2,46 бел.руб. (примерно 0,9 евро).
Некоторые торговые точки стали работать только с расчетом картой и не принимают наличные. Местный наш литовский гид, говорит что это чтобы не обслуживать русских, у них же карточки не работают… Но все же карты некоторых белорусских банков в Литве работают, но лучше иметь кэш.
Литва стала заметно скучнее без многочисленных белорусских туристов. Сказывается и последствия конфликта России с Украиной, стоимость энергоресурсов растет, цены в магазинах на товары тоже выросли. Например стоимость 95-го бензина в Литве 1,8960 евро, для сравнения в Беларуси – примерно 0,9 евро, разница в 2 раза. Пессимистичные настроения литовцев увеличиваются, люди стали больше сберегать, это негативно влияет на экономику, – сказал наш местный гид.
К сожалению, в силу определенных событий, Литва выбрала путь на полный разрыв отношений с Россией. Литовскому бизнесу запрещено работать с белорусскими и российскими компаниями, но все же некоторые умудряются проводить платежи, – говорит литовский гид. Безусловно идет перестройка экономики, но видно что не все так быстро и Литве надо определенное время, чтобы перестроится.
Релокейт белорусских компаний и белорусов в Литву безусловно укрепил экономику Литвы, ведь это и рабочая сила и налоги в бюджет. Вместе с с тем, стоимость аренды жилья в Вильнюсе заметно выросла, подорожали в 1,5-2 раза и гостиницы.
Если все же Россия введет санкции против европейских перевозчиков, то это еще более усугубит положение литовских и польских компаний-перевозчиков. Уже многие российские СМИ сообщают, что возможно это будет белорусская схема перецепок в приграничной зоне, а дату ввода санкций называют 1.10.2022 г.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!