С 4 мая 2020 года в ЕАЭС действует беспошлинный ввоз электромобилей в соответствии с решение совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Нулевые пошлины на импорт автомобилей с электрическими двигателями будут действовать с 4 мая 2020 года по 31 декабря 2021 года по позиции 8703 80 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС «отдельные виды моторных транспортных средств с электрическими двигателями».

Согласно решению ЕЭК от уплаты импортных пошлин за ввоз электромобилей освобождаются не только юридические лица – импортеры, но и физические лица. То есть, ввезти из-за рубежа электрокар с выгодой можно будет и в частном порядке. На гибридные автомобили нулевая ставка не распространяется.

Беспошлинный ввоз электромобилей с учетом скачка курсов национальных валют и отсутствия внутреннего производства, создаст стимулы для формированию необходимой инфраструктуры, – отмечает министр по торговле Андрей Слепнев.

Ранее таможенные пошлины на электромобили в ЕАЭС уже обнуляли. Такая мера действовала с 15 сентября 2016 года по 31 августа 2017 года включительно (на основании решения Совета Комиссии № 53 от 11 июля 2016 года). Однако ее действие на протяжении менее одного года не позволило достичь планируемых результатов. К тому же такой режим не распространялся на физических лиц. Они уплачивали пошлину в размере 48−54% от таможенной стоимости, что фактически являлось заградительным барьером для покупки электромобилей.

На территории Беларуси действует еще ряд льгот.

Так, согласно Указу Президента Республики Беларусь № 92 «О стимулировании использования электромобилей» от 12 марта 2020 года физические лица, которые ввозят электромобиль для личного пользования, освобождены от уплаты НДС. Кроме того, в отношении электромобилей не взымается государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, так называемый «дорожный налог». Данные льготы установлены с 15 июня 2020 по 31 декабря 2025 года в целях стимулирования спроса на электромобили, создания зарядной инфраструктуры и условий для развития производства электромобилей и автокомпонентов.

Таким образом, при ввозе в Беларусь электромобиля, физические лица уплачивают только утилизационный сбор. Юридические лица – утилизационный сбор, сбор за таможенное оформление и НДС.

При этом интерес к электромобилям есть во всех странах ЕАЭС. По данным Департамента статистики ЕЭК, в январе-октябре 2019 года их импорт электромобилей в страны ЕАЭС составил 292 электромобиля на общую сумму 14,86 млн долл. Доля импорта Армении составила 0,7%, Беларуси – 30,8%, Казахстана – 7,2%, России – 61,3%. В основном электромобили завозятся из США, Китая, Австрии, Германии.

Собственного серийного производства электромобилей на территории ЕАЭС до сих пор нет. В России после экспериментального проекта АвтоВАЗа по выпуску 100 электромобилей Ellada на базе Калины серьезных попыток организовать выпуск электрических машин не предпринимали.

Беларусь активнее всего работает в направлении популяризации электромобилей в ЕАЭС.

В Беларуси уже утверждена Программа создания государственной сети для зарядки электромобилей. За 2019 год количество зарядных станций на АЗС «Белоруснефть» увеличилось до 125 единиц. К 2021 году планируется нарастить их число до 500. Запланировано строительство супербыстрых электрозарядных комплексов, позволяющих сократить время зарядки электромобилей до 10-20 минут. Экспериментальные партии китайских электромобилей Zotye собрал завод Юнисон в деревне Обчак, сборкой электромобилей Geely хочет заняться совместное предприятие «БелДжи» в городе Борисове. К 2022 году Беларусь планирует собирать по 30 тысяч электромобилей в год.

В Беларуси уже эксплуатируется более 360 электромобилей.

В ЕАЭС с 4 мая 2020 года обнулены пошлины на электромобили 1
Сеть электрозарядных станций строит «Белоруснефть»

В Казахстане также запущен проект по сборке китайских электромобилей JAC iEV7s, в настоящее время он проходит сертификацию на автополигоне в Подмосковье. После оформления одобрения типа транспортного средства (ОТТС) в 2020 году планируется выпустить 200 электромобилей JAC, их рассчитывают продавать и в России.