Обзор белорусского рынка кикшеринга (июнь 2022 г.)

Центр LOGCONSULT.BY подготовил аналитический отчет по белорусскому рынку кикшеринга.

Кикшеринг – это сервис краткосрочной аренды электросамокатов по аналогии с каршерингом и велошерингом.

Центр LOGCONSULT оценивает потенциал рынка кикшеринга в Беларуси в 10 млн долл./год с емкостью самокатов до 15 тыс. ед., из них до 10 тыс. – Минск, и еще 5 тыс. регионы.

Белорусский рынок кикшеринга благоприятен для захода новых игроков. Здесь нету платы за пользование инфраструктурой города, не нужно согласовывать размещение самокатов и с другими ведомствами (МЧС, МВД и т.д.). Нету в Беларуси и обязательных требований о размещении электросамокатов только на специально отведенных местах (парковках). Все это снижает размер инвестиций, необходимый для захода на рынок. Благоприятная здесь и городская инфраструктура (велодорожки, городская среда в центре – это либо плитка, либо асфальт, широкие тротуары), а это значит, что есть где кататься и самокаты будут меньше ломаться. Менее развита городская инфраструктура в областных городах и особенно в райцентрах (где зона катания в основном ограничена центром города).

Как правило, иностранные компании нацеливаются на столичный рынок (Минск) – это самый емкий рынок по количеству активных пользователей, на втором месте – областные города, на третьем – райцентры с населением от 50 тыс.чел. В Минске, самое большое студенческое движение, как правило это активные пользователи кикшекринга, – отмечается в отчете «Рынок кикшеринга в Беларуси 2022».

Какие операторы работают на рынке кикшеринга в Беларуси?

Первопроходцами в сфере кикшеринга в Беларуси были белорусские операторы Kolobike и Eleven, в июле 2021 года в Беларусь зашел казахстанский JET, а в июне 2022 г. – российский Whoosh. Также в Беларуси присутствуют операторы BusyFly и YES, которые работают по схеме аренды платформы ПО для кикшеринга.

Большая часть электросамокатов операторов сосредоточена в Минске, где население порядка 1,99 млн.чел. В Минске работают 5 операторов из 6 присутствующих на белорусском рынке.

Парк кикшеринговых самокатов только в Минске по оценкам Центра LOGCONSULT составляет порядка 5300 единиц:

  • Kolobike – 400 ед.;
  • Eleven – 800 ед.;
  • BusyFly – 100 ед.;
  • JET – 2000 ед.;
  • Whoosh – 2000 ед.

По данным Центра LOGCONSULT, доля Kolobike составляет 8% рынка кикшеринга в Минске, Eleven – 15%, BusyFly – 2%, JET – 37,5%, Whoosh – 37,5%. При этом доля иностранных операторов (российского Whoosh и казахстанского JET) составляет – 75% рынка кикшеринга в Минске.

С приходом таких игроков как JET и Whoosh, с парком более 2 тыс. самокатов, улучшилась микромобильность в Минске. Теперь, фактически самокат можно найти в радиусе от 100 до 700 метров. Главный критерий кикшеринга – это доступность самокатов, самокат должен быть легко найти и он всегда должен быть заряжен.

Обзор белорусского рынка кикшеринга (июнь 2022 г.) 1

В областных городах и крупных райцентрах работают 3 оператора кикшеринга, общий парк электросамокатов составляет порядка 1300 ед.:

  • BusyFly – 800 ед. (в 24 городах);
  • YES – 400 ед. (в 10 городах);
  • Kolobike – 100 ед. (в 3 городах).

Общий рынок кикшеринга в Беларуси Центр LOGCONSULT оценил в 6600 ед. (5300 ед. в Минске и 1300 ед. – областные города и райцентры), что примерно соответствует показателю ~ 1 самокат на 1 тыс. населения. Население Минска порядка 1,99 млн.чел, соответственно в Минске на 1 тыс. населения приходится ~ 3 самокатов.

Доли операторов кикшеринга в Беларуси (Минск и регионы) выглядят следующим образом: Whoosh – 30%, JET – 30%, BusyFly – 14%, Eleven – 12%, Kolobike – 8%, YES – 6%. Доля иностранных операторов (Whoosh и JET) составляет – 60% рынка кикшеринга в Беларуси.

Что касается регионов, то здесь присутствуют операторы BusyFly в 24 городах, включая все областные центры (Гродно, Лида, Слоним, Барановичи, Волковыск, Брест, Пинск, Солигорск, Слуцк, Мозырь, Светлогорск, Жлобин, Гомель, Могилев, Бобруйск, Осиповичи, Борисов, Жодино, Полоцк, Новополоцк, Витебск, Дзержинск, Могилев) и YES в 10 городах (Гомель, Речица, Мозырь, Пинск, Борисов, Молодечно, Полоцк, Новополоцк, Витебск, Могилев). Kolobike представлен в регионах представлен в 3 городах (Брест, Пинск и Солигорск).

Парк шеринговых самокатов BusyFly, YES и Kolobike в областных городах составляет от 60 до 80 ед. на город, в райцентрах (более 50 тыс. населения) – от 20 до 50 ед. на город. Крупным международным операторам областные города и тем более райцентры не интересны, они ориентированы на города-миллионники, где спрос выше и можно быстрее отбить вложенные инвестиции.

ПО для кикшеринга и бренды самокатов для шеринга

Белорусские операторы кикшеринга Kolobike и Eleven являются разработчиками ПО и самостоятельно дорабатываю свои программные продукты. Кроме того, эти операторы, в процессе опыта эксплуатации шеринговых версий доступных на рынке самокатов, пришли к выводу о необходимости разработки собственной конструкции самоката и сейчас используют электросамокаты собственной разработки. Остальные операторы используют шеренговые версии самокатов Nineboot и Xiaomi. Свой софт также используют JET и Whoosh.

На белорусском рынке превалируют шеринговые версии самокатов Nineboot с возможностью открытия деки (замена батарей на месте), такие используют JET и Whoosh. Kolobike и Eleven используют самокаты также с возможность открытия деки для быстрой замены батарей. Возможность открытия деки позволяет менять батарею прямо на месте, что значительно экономит затраты на логистику замены аккумуляторов. У оператора JET в этом году появились самокаты с передним амортизатором.

Что касается операторов BusyFly и YES, то они не являются разработчиками ПО и используют модель франчайзинга «ПО чужое – самокаты наши», производя отчисления за использование ПО разработчикам. Также эти операторы используют более дешевые версии шеринговых самокатов Xiaomi и Nineboot, которые необходимо собирать по городу для последующей зарядки только на базе. Эти самокаты не позволяют открыть деку прямо на месте и произвести замену аккумулятора.

Стоимость кикшеринга в Минске

В Минске самая низкая стоимость шеринга у российского Whoosh – 20 ком./мин+старт 1 бел.руб. Этот оператор только зашел с 7 июня на белорусский рынок и предлагает первую подписку на 7 дней или на 30 дней бесплатно (далее – 3,49 бел.руб. и 8,99 бел.руб. соответственно).

Казахстанский JET предлагает – 28 коп./мин+старт 1 бел.руб. По подписке старт – бесплатно (подписка стоит – 4,9 бел.руб./мес.). При этом, JET – это единственный оператор на белорусском рынке кикшеринга, который предлагает тарифный план «безлимит». Безлимит на день стоит 19,9 бел.руб./день (первые 40 минут бесплатно и безлимитное количество поездок в день). Т.е. каждый 40 минут надо завершать поездку, а количество поездок в день не ограничено.

У белорусского оператора Kolobike стоимость 24 коп/мин+старт 1 бел.руб. Данный сервис не предлагает никаких подписок и акций.

Eleven самый дорогой из всех операторов – 30 коп/мин.+старт 1 бел.руб. По подписке старт – бесплатно (подписка стоит – 1,9 бел.руб./день, 3,9 бел.руб./неделя, 5,9 бел.руб./месяц). Но это самокат самый быстрый – его скорость ограничена 30 км/ч, у всех других операторов – это 25 км/ч. Кто хочет погонять на скорости берут самокат именно этого оператора.

Busy Fly – единственный оператор, у которого тарифы ранжируются в зависимости от скорости и есть тариф за пробег. Стандартный тариф – минутный sport (25 км/ч) – 23 коп/мин, минутный eco (15 км/ч) – 15 коп/мин, минутный drive (20 км/ч) – 20 коп/мин. При этом плата за старт отсутствует.

Плата за старт у этого оператора есть только в тарифе «за час», и это стандартные 1 бел.руб. Можно взять на час (тариф «часовой sport»), в этом случае стоимость – 9,90 руб/час.+старт 1 бел.руб.  (после часа – 23 коп/мин).

Тариф за пробег у Busy Fly рассчитывается по формуле: 60 коп/км+7 коп/мин+старт 1 бел.руб. (это тарифный план «по пробегу sport (25 км/ч)»).

У сервиса YES (не представлен в Минске) – всего один тариф – 19 коп/мин, плата за старт отсутствует.

Полная информация по тарифам кикшеринга в Минске здесь.

Обзор белорусского рынка кикшеринга (июнь 2022 г.) 3

Логистика и оптимизация затрат

Заход новых игроков на рынок кикшеринга будет заставлять действующие компании присматриваться к тарифам, т.к. конкуренция усиливается. Но расходная часть кикшеринга как бизнеса растет. Основная часть расходов кикшеринга связана с затратами на логистику замены батарей, расстановку самокатов по городу их релокацию с районов с низким уровнем спроса в места повышенного спроса, текущий ремонт и запчасти, поддержку IT-инфраструктуры.

Операторы, пытаясь уменьшить затраты и улучшить логистику замены батарей, прописываю в приложении локации (виртуальные парковки), где нельзя оставлять самокаты, или наоборот прописывают зоны парковки, где их можно оставлять. Так сделал российский Whoosh, который зашел на рынок с 7 июня с предложением по 20 ком./мин, соответственно обслуживающему персоналу облегчают работу – самокаты будут стоять только в обозначенных на карте местах (виртуальных парковках).

Затратная часть выше у модели кикшеринга с самокатами без возможности открытия деки. Расходы на собирание разряженных самокатов, их привоз на базу, а также расстановка по городу в этом случае значительные. Такая модель может реализовываться в небольших городах, где количество самокатов не более 100 ед. на город. Но такие самокаты дешевле, соответственно требуемые инвестиции в проект шеринга ниже.

Риски для бизнеса в сфере кикшеринга в Беларуси

Из потенциальных рисков для бизнеса в сфере кикшеринга в Беларуси называется возможность введения в Беларуси сбора за использование городской инфраструктуры в городах присутствия операторов кикшеринга, зон парковок (оператор должен будет создавать парковки для шеринга, их обслуживать и парковать самокаты только в этих зонах), а также введение законодательных ограничений поездок на электросамокатах в определенных зонах (пеших зонах, парках и т.д.). По мере увеличения конкуренции возможно и снижения стоимости минуты аренды самоката, – отмечается в отчете «Рынок кикшеринга в Беларуси 2022».

Обзор белорусского рынка кикшеринга (июнь 2022 г.) 5

Потенциал захода новых игроков и развитие индустрии кикшеринга

Из потенциальных игроков, которые могут зайти на рынок в отчете LOGCONSULT называется Яндекс Go. Однако, как отмечается, это случится уже явно не в этом сезоне. На рынок могут заходить и другие российские операторы с собственным ПО и готовой бизнес-моделью.  Ранее о возможном появлении самокатов в Минске заявлял Bolt, однако эта платформа ушла из Беларуси в феврале 2022 г.

Стартовые инвестиции в заход на белорусский рынок LOGCONSULT оценивает в 1 млн долл (это как минимум 1 тыс. самокатов шеринговой версии с возможностью замены батарей).

Полный отчет по рынку кикшеринга в Беларуси 2022 доступен по запросу на info@logconsult.by

Отчет (30-страничный) – платный (600 бел.руб./безнал) и содержит полную информацию по рынку кикшеринга в Беларуси (характеристику рынка, основных игроков, их возможности, локации присутствия, сравнение тарифов, прогнозы развития этого рынка, риски и потенциал захода новых игроков и многое другое). Отчет подготовлен командой Центра LOGCONSULT совместно с INFOTRANS.BY.

ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!