Китай будет развивать альтернативные Новому Шелковому пути коридоры.

Китай все больше ориентируется на транспортное сообщение со странами Центральной Азии. Огромные проекты находятся в стадии разработки, и подписываются соглашения о сотрудничестве, чтобы подчеркнуть важность этого региона для Китая. Объем трафика по Новому Шелковому пути уменьшился из-за конфликта России с Украиной и Китай видит новые возможности для железнодорожных перевозок в соседнем регионе – со странами Центральной Азии.

В этом месяце министр иностранных дел Китая Ван И встретился с лидерами пяти центральноазиатских государств, чтобы наметить ключевые точки сотрудничества, которые, как ожидается, будут свидетельствовать о новых инвестициях и расширении железнодорожного грузового сообщения Восток-Запад. В совещании министров иностранных дел Китая и Центральной Азии (C+C5) приняли участие представители Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.

Выступая на третьей встрече C+C5 в Нур-Султане (Казахстан), Ван призвал страны «углубить сотрудничество» и «улучшить зеленые коридоры для грузов». Объемы через Россию (Новый Щелоковый путь) значительно сократились после начала войны на Украине. Кроме того, трафик между Европой и Китаем в том числе идет и по ряду альтернативных маршрутов через Каспийское море (так называемый Транскаспийский коридор).

Но в регионе Центральной Азии есть еще много возможностей, которые Китай готов изучить. Хорошим примером является проект железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан (CKU) протяженностью 523 километра, который протянется от Кашгара в Китае до Ташкента в Узбекистане. Предполагаемые инвестиции превышают 4,5 миллиарда долларов США. Проект лежал в течение многих лет без видимого прогресса, но недавние геополитические сдвиги теперь могут ускорить строительство этого участка дороги.

Акылбек Жапаров, премьер-министр Кыргызстана, теперь заявляет: «Мы ожидаем, что в ходе саммита Шанхайской организации сотрудничества в сентябре лидеры трех стран подпишут документ о начале строительства железной дороги».

Возрастает и роль Туркменистана. Хотя на строительство железнодорожной линии CKU потребуется несколько лет, только в этом месяце из казахстанского города Павлодар через Туркменистан и Иран в Турцию отправился поезд. Это всего лишь один пример потенциального транзитного маршрута, поскольку он позволяет избежать транзита через Россию и представляет собой альтернативу уже перегруженному Среднему коридору.

Хотя Афганистан официально не входит в группу C+C5, он также считается страной с потенциалом расширения регионального сотрудничества. Железнодорожная линия Хаф-Герат между Ираном и Афганистаном может быть продлена в сторону Китая как часть железнодорожного коридора Восток-Запад. План состоит в том, чтобы продлить сообщение от Герата до афгано-таджикской границы и, после пересечения Таджикистана, пройти через Кыргызстан, откуда он соединится с Китаем. Также этот проект вызвал новый интерес и мог бы стать еще одним транзитным маршрутом, соединяющим восток и запад.

На встрече членов C+C5 на прошлой неделе Китай и пять республик Центральной Азии договорились расширить соглашения о платежах в национальных валютах и создать подходящие финансовые механизмы для расширения сотрудничества. Таким образом доллар ослабевает, а местная валюта укрепляется. Ожидается, что это придаст дополнительный импульс развитию региональных железнодорожных грузоперевозок. Мы продолжим качественное сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс, один путь», расширим многоплановое сотрудничество, рассмотрим вопрос о создании подходящего финансового механизма и дальнейшем расширении соглашений по национальным валютам, – сказал Ван на встрече.

В целом министр иностранных дел заверил, что Китай обеспечит безопасную и стабильную работу торгового пути в Европу по суше через Среднюю Азию. Мы будем способствовать упрощению таможенных процедур, оптимизации зеленых коридоров для грузовых перевозок, ускорению возобновления полетов, обеспечению целостности производственных цепочек и непрерывности цепочек поставок в регионе, – сказал он.

ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!