Интервью с директором азербайджанской компании ADY Container Натиг Джафаровым.
За последние несколько месяцев трафик через Средний коридор (иногда его называют Южным или Транскаспийским) увеличился, и все больше компаний развивают этот маршрут в рамках евразийского транзита. ADY Container является одной из таких компаний. Компания из Азербайджана становится лидером на маршруте Среднего коридора как благодаря своему географическому положению, так и принятым ею планам расширения. Директор компании Натиг Джафаров поделился интересными взглядами в интервью RailFreight.com.
Какие объемы грузопотока по Среднему коридору на данный момент и чего вы ожидаете к концу этого года?
За первые четыре месяца этого года по Среднему коридору было перевезено 8696 TEU. Это на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако следует отметить, что 30% рост является реальным ростом и не включает перспективные объемы перевозок Китай-Европа, заказы на которые поступают в связи с изменением геополитической ситуации. В этом году мы получили заказы на транзит 1000 поездов и ожидаем роста в 3 и более раз к концу этого года по сравнению с 2021 годом.
Помимо Среднего коридора, контейнерные перевозки транзитом через территорию Азербайджана увеличились на 130%, так что статистика говорит сама за себя.
Что касается краткосрочного развития, мы все знаем об изменении геоэкономических сценариев и логистического ландшафта в Евразийском регионе в связи с геополитической ситуацией. Мы разделяем мнение наших казахстанских партнеров об ожидаемом многократном увеличении грузопотока по Среднему коридору. По данным «Казахстанских железных дорог», по контейнерным перевозкам увеличение составит 50 тыс. TEU. На мой взгляд, если судить по положительной динамике, цифры, озвученные нашими казахстанскими партнерами, вполне реалистичны.
Как решаются проблемы Среднего коридора?
Увеличено количество фидерных судов, курсирующих между портами, для усиления транспортной связности на участке маршрута, пересекающем Каспийское море. Наша компания является кооператором этих судов. По мере увеличения объема грузов мы планируем привлекать дополнительные суда. Мы запустили новый сервис далеко за пределы территории Азербайджана – фидерное судно начинает курсировать между грузинскими портами Поти и Батуми и румынским портом Констанца. 24 мая первое фидерное судно вместимостью 220 TEU отплыло из Поти в Констанцу и будет работать регулярно. В случае увеличения объема мы готовы привлечь больше фидерных судов.
Однако, в связи с резким увеличением объемов грузов, перевозимых по Среднему коридору, возникают проблемы со своевременной перевалкой контейнеров в портах. Также не хватает вагонных платформ. Мы ведем переговоры с партнерами о том, как увеличить количество вагонных платформ на переходе Азербайджан-Грузия. Мы уже арендовали 108 вагонных платформ и планируем закупить еще 300 в течение 2022 года.
У вас есть несколько новых партнерских отношений, которые включают компании Rail Cargo Group, METRANS и TE Bahnoperator. Как они будут работать?
ADY container и Rail Cargo Group подписали Меморандум о взаимопонимании. Согласно ему, ООО «ADY Container» от имени консорциума TITR будет осуществлять перевозки грузов из болгаро-турецкого пограничного перехода Капикуле по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс, а также из румынского порта Констанца в Центрально-Азиатскую и границы с Китаем через грузинские порты Поти и Батуми. Обе компании будут предоставлять единый логистический продукт для перевозки грузов в направлении Китай/Средняя Азия-Европа и обратно.
В сотрудничестве с Metrans и TE Bahnoperator мы осуществим грузоперевозки по линии Баку-Тбилиси-Карс и морскому участку Константа-Поти/Батуми. Вагонные платформы, предоставленные Metrans, будут двигаться из Европы до станции Карс и обеспечивать бесперебойное сообщение с Европой. Что касается TE Bahnoperator, то мы совместно сосредоточимся на направлении Китай-Европа. Мы обсудили с этой компанией движение тестового поезда из китайской провинции Кашкар в Европу по новому маршруту, проходящему через территории Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, Каспийского моря, Азербайджана, Грузии, Турции и далее в Европу.
Какие вы сделали выводы из последней встречи ассоциации ITTC в Анкаре?
В ходе встречи партнеры отметили, что сквозной тариф на перевозки грузов между странами-членами имеет большое значение для поддержания роста трафика по коридору. Также было сочтено необходимым применение Автоматизированной системы интеграции для железных дорог региона для облегчения пересечения грузовых поездов.
Будет ли способствовать достижению этих целей планируемое совместное предприятие для перевозок по Среднему коридору?
Средний коридор находится в ведении Международного транскаспийского транспортного консорциума (ITTC), созданного администрациями железных дорог Азербайджана, Казахстана и Грузии, в состав которого входят дочерние компании ADY Container, KTZ express и GR Logistics. Сегодня ITTC действует как единый маршрутный оператор, в том числе координирует деятельность железнодорожных и морских операторов по всему маршруту с единой ценой и типовым планом работы, вагонными платформами и терминалами.
Турецкая компания Pasifik Eurasia присоединилась к ITTC в качестве ответственного оператора за прохождение линии Баку-Тбилиси-Карс, а румынская компания Grampet присоединилась к Консорциуму в качестве оператора из Констанцы в направлении Европы.
В наши задачи входит разработка комплексных логистических продуктов, поиск новых клиентов и объемов грузов, организация и контроль контейнерных перевозок, продвижение маршрута и партнерства с зарубежными партнерами.
В этом смысле то, как сейчас работают компании, оказывается достаточно эффективным. Было бы ценно позволить рынку развиваться без монополии и привлечь больше инвестиций для обеспечения роста. В результате совместное предприятие принесет дополнительную ценность коридору в целом и консолидирует еще большие грузопотоки по Среднему коридору.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!