С 30 ноября Украина заблокировала 4 железнодорожных погранперехода с Польшей.

Украина блокирует четыре пограничных перехода с Польшей для железнодорожного транспорта. С 30 ноября прошлого года поезда из Китая по Новому шелковому пути не проходят по этому пути. Ситуацию на линии Польша-Украина комментирует аналитик Центра восточных исследований (OSW) доктор Якуб Якобовский.

Официальное объяснение с украинской стороны – блокада связана с ремонтными работами. Выглядит не очень надежно, потому что зимой ремонт не проводится. Кроме того, были заблокированы все польско-украинские пограничные переходы, а ремонт проводился только в определенных местах, подчеркивает доктор Якуб Якобовский.

Существует много предположений о мотивах украинской блокады. Одним из них является вопрос автомобильного транспорта, потому что между нашими странами возник определенный структурный конфликт.

Автоперевозки осуществляются на основании двусторонних разрешений на въезд польских водителей в Украину и украинских дальнобойщиков в Польшу. Годовой пул, предоставленный Польшей, который составляет 160 тыс. разрешений, это слишком мало по мнению Украины. Украины хотят получить их больше, на что польская сторона не согласна. Украинцы пригрозили подать на Польшу в арбитраж, связанный с ограничением торговли между Евросоюзом и их страной, поясняет эксперт OSW.

Борьба за интересы украинских водителей – лишь одно из возможных объяснений транспортной железнодорожной блокады Польши. Еще одним правдоподобным объяснением являются экономические мотивы. За последние десять или около того месяцев Украина стала играть все более важную роль в контейнерных перевозках между Европейским Союзом и Китаем. До сих пор ведущим коридором в этом отношении была Беларусь.

Сегодня мы имеем дело с ситуацией, когда ведущие переходы через белорусский коридор практически переполнены и уже не имеют свободных мощностей. Мировая логистическая индустрия ищет третьи после Малашевичей и Калининграда ворота в Европейский Союз. Украинский коридор начал очень интенсивно разрастаться во второй половине 2021 г. В основном в двух направлениях – на польско-украинском железнодорожном погранпереходе в Хрубешуве и на венгерско-украинском погранпереходе в Захонь. Блокада, наложенная на польские переходы, безусловно, затрудняет выстраивание позиции Польши на новом украинском коридоре в торговле с Китаем и автоматически благоприятствует венгерскому переходу. С этой точки зрения действия Украины однозначно дестабилизируют всю евразийскую транспортную отрасль и многие транснациональные корпорации, которые решили использовать польские проходы для соединения своих заводов в Китае и в Евросоюзе, считает доктор Якобовски.

Независимо от причин блокады, решение Украины означает финансовые потери для государственного бюджета. По мнению аналитика OSW, здесь есть два принципиальных вопроса, в решении которых принимают участие многие страны Европы и всей Евразии. Первый – по каким коридорам пойдет контейнерный трафик.

Сегодня наша позиция сильна, но пропускная способность польско-белорусских погранпереходов на исходе, и потребуются годы, прежде чем она будет увеличена за счет инвестиций. Поэтому на украинскую альтернативу возлагались большие надежды. Блокада погранпереходов охладила эти ожидания, констатирует эксперт OSW.

Второй касается железнодорожных перевозок уже на территории Европейского Союза. Если Польше удастся привлечь транспорт к ее погранпереходам, то у этой страны есть возможность вести эту торговлю в больших объемах и на этом зарабатывать. Логистика товаров внутри Евросоюза, складирование, хранение и уплата налогов, потому что при ввозе в Евросоюз эти товары надо где-то растаможить и где-то заплатить налоги. В настоящее время доходы бюджета от Малашевичей, а до некоторого времени и от Евротерминала Славкув, составляли порядка нескольких миллиардов злотых в год.

Чтобы быть в курсе всех событий, подписывайтесь на наш телеграм-канал.