Отменит ли Китай субсидирование для трансграничных китайских грузовых поездов?
Вопросы отмены субсидий недавно подняли на саммите Европейского Шелкового пути в Амстердаме. Несмотря на то, что железнодорожные перевозки Китай-Европа сталкиваются с беспрецедентными проблемами, они продолжают бить рекорды по количеству отправленных контейнеров. Основные игроки отрасли отмечают, что железнодорожные перевозки уже могут полностью работать без субсидий. Субсидирование жд-перевозок в Китае становятся все менее и менее важными.
Помимо рыночных тенденций, сокращение субсидий могло бы стать сигналом к изменению ориентации торговли на страны Юго-Восточной Азии, которые, как ожидается, останутся торговым партнером номер один с Китаем в этом году, особенно с открытием железной дороги Китай-Лаос.
С текущей точки зрения отмена субсидий для экспрессов Китай-Европа должна иметь больше преимуществ, чем недостатков. Поскольку после 10 лет развития экспрессы Китай-Европа сформировали относительно большую группу клиентов, в том числе импортеров из Германии и некоторых других стран. А страны Северной Европы, такие как Беларусь, становятся все более важным транспортным узлом.
Рыночный спрос на поезда уже намного превышает интенсивность субсидий. Например, ставка фрахта 40-футового контейнера раньше составляла 10 000 долларов, то сейчас она достигла примерно 20 000 долларов, а субсидия составляет лишь несколько тысяч долларов, – отмечает директор Китайской федерации логистики и закупок Кан Шучунь, указав на растущую роль рынка в трансграничных транспортных услугах.
На пике субсидии составляли 3000-5000 долларов за контейнер. Сейчас субсидии составляют около 1000 долларов за 40-футовый контейнер (в зависимости от региона). И правительство Китая планирует поэтапно отказаться от субсидий к концу 2023 года. Изначально планировалось что Китай откажется от субсидирования в 2021 года, но из-за ковида последним годом субсидий 2022 год.
Несмотря на то, что субсидии сокращаются из года в год, спрос на услуги доставки грузов в составе ускоренных контейнерных поездов остается устойчивым, несмотря на логистические препятствия, эпидемию и другие факторы в этом году.
По последним данным Китайской таможни, с января по ноябрь 2021 г. было отправлено около 14 000 грузовых поездов Китай-Европа, что на 20,3% больше, аналогичного периода прошлого года.
Наши клиенты уже не спрашивают о субсидиях, их больше беспокоит, достаточно ли контейнеров и какое минимальное время транспортировки, – сказал Томми Тан, президент Shanghai EPU Supply Chain Management Co.
Товары с относительно высокой добавленной стоимостью будут составлять большую долю товаров China-Europe Express и в случае отмены субсидий. Но в тоже время, товары с низкой добавленной стоимостью, такие как насыпные товары, будут как правило отправляться более дешевыми морскими перевозками.
Чтобы быть в курсе всех событий, подписывайтесь на наш телеграм-канал.