Грузовики нарушителей правил транзитных перевозок с 7 июня в Беларуси будут пломбировать с использованием навигационных пломб.
Отметим, что согласно постановлению №171 транзитные перевозчики должны проезжать только по республиканским автомобильным дорогам и останавливаться для отдыха и питания, заправки своих авто только в специальных пунктах. Водители обязаны покинуть Беларусь по кратчайшему маршруту не позднее дня, следующего за днем въезда на ее территорию. За нарушение данных требований на водителя налагается штраф от 2 до 50 базовых величин (от 22,5 до 563 долл.) или арест до 15 суток. Также к нарушителям может приняться обязательное таможенное сопровождение, что обходится перевозчику в 200-250 долл.
В соответствии с постановлением Совета Министров от 25 мая 2020 г. № 311 «О применении навигационных устройств (пломб)» с 7 июня по 30 сентября 2020 г. транзитные автомобильные перевозки грузов через территорию Беларуси, выполняемые перевозчиками, водители которых нарушили требования постановления № 171, будут осуществляться при условии наложения на грузовые отсеки автомобильных транспортных средств навигационных устройств.
Навигационные устройства будут использоваться в качестве альтернативы таможенному сопровождению, которое таможенные органы вправе применять при выявлении признаков несоблюдения перевозчиками законодательства государств-участников ЕАЭС.
Установленная на законодательном уровне альтернатива позволит сократить время на нахождение транспортных средств в зоне таможенного контроля, на совершение таможенных операций в части документооборота и передачи товаров для таможенного сопровождения, а также значительно сократить финансовые расходы субъектов хозяйствования.
Навигационные пломбы работают по принципу маяка, демонстрируя контролеру местоположение груза посредством использования инновационных информационных технологий. Разработанное национальным оператором (ОДО «Белнефтегаз») ПО позволяет адаптироваться к любым видам электронных пломб, которые ориентируются как по системе GPS, так и по ГЛОНАСС. Таким образом, в режиме реального времени можно наблюдать за передвижением транспортного средства.
Отметим, что ГТК ранее уже провел эксперимент по использованию пломбировочного устройства в качестве альтернативы таможенному и обязательному сопровождению товаров. С начала тестирования системы успешно осуществлено более 300 перевозок товаров с применением навигационных пломб. Во время работы моделировались и отрабатывались такие нештатные ситуации, как обрезание троса, отклонение от маршрута и затруднение передачи сигнала пломбой, при которых незамедлительно поступают предупреждающие сигналы от системы отслеживания. В ГТК положительно оценили ход эксперимента. Впоследствии внедрение единой системы отслеживания грузов в ЕАЭС позволит улучшить условия работы перевозчиков на всей территории ЕАЭС.
Пломбу будут ставить таможенные органы или национальный оператор (ОДО «Белнефтегаз») в пунктах пропуска на въезде в страну и снимать на выезде. Отслеживание одной запломбированной машины будет стоить для перевозчика 3 базовые величины (33 дол.). При этом стоимость может измениться с 15 июня, если национальный оператор (ОДО «Белнефтегаз») посчитает, что стоимость услуги не покрывает затраты. Время наложения навигационных устройств (пломб) составляет порядка 5-15 минут. Данный процесс оптимизирован и полностью отработан в ходе пилотных проектов, проводимых таможенными органами в течение года, – отмечает ГТК.
При этом таможенники смогут временно убирать навигационные пломбы, а потом снова устанавливать их в случае, если нужно провести осмотр фуры. Сведения об этом будут вноситься в базу данных. Вся информация о передвижениях грузоперевозчика будет храниться на протяжении двух месяцев.
Напомним, что в соответствии с распоряжением Президента Беларуси от 01.11.2018 г. №220рп «О международных транзитных перевозках товаров» национальным оператором системы мониторинга транзитных перевозок является ОДО «Белнефтегаз», которым разработано ПО, а также собственное электронное пломбировочное устройство (электронный блок многоразового применения и многоразовый элемент пломбирования).
Таким образом, перевозчиков, которые ранее попадались на нарушении правил транзита будут пломбировать. Ранее к ним применяли обязательное таможенное сопровождение, что вызвало недовольство перевозчиков. Применение навигационных пломб позволит таможенным органам отслеживать передвижение данных транспортных средств по территории страны в режиме реального времени. Система отслеживания транзитных перевозок товаров с использованием навигационных пломб, может интегрироваться с аналогичными системами государств – членов ЕАЭС.