По количеству пустых пробегов можно оценить, насколько эффективно транспортная компания эксплуатирует свой автопарк, поскольку порожние пробеги не приносят дохода и могут негативно отразиться на ведении бизнеса в целом. При холостых пробегах поставщик транспортных услуг не только должен оплачивать топливо, заработную плату и нести другие эксплуатационные расходы, включая амортизацию грузового автомобиля, наряду с этим он не приносит пользы ни потребителям, ни самому бизнесу, а также загрязняет окружающую среду.
По данным статистического управления ЕС, «доля порожних транспортных средств несколько выше для национального транспорта (24%), в сравнение с общим показателем (20%), и значительно выше по сравнению с международными перевозками (13%)».
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СТРАНАМИ
Евростат отметил, что, в дополнение к различиям между пробегами грузового транспорта в национальном и международном сообщении, существуют также различия между странами.
«Что касается общего объема автомобильных грузовых перевозок, то на Кипре зафиксирована самая высокая доля порожних пробегов среди государств-членов ЕС, по которым имеются данные (44% холостых пробегов). Это, вероятно, отражает то, что большинство поездок связаны с перевозкой товаров, импортируемые через порты, либо касаются строительных перевозок, которые в основном являются односторонними», – прокомментировало данные за 2020 год статистическое управление блока. Кроме того, «порожние поездки более распространены на внутренних перевозках, где пройденные расстояния, как правило, намного короче», о чем свидетельствует тот факт, что только в трех из 27 стран ЕС на международные грузоперевозки в среднем приходилось более 20% пустых пробегов.
В целом, в разбивке между национальными и международными автомобильными грузовыми перевозками, 13% от общего числа пройденных километров приходилось на порожние пробеги на международных маршрутах, в то время как для национальных перевозок этот показатель составил 24%. Согласно данным Евростата, многие внутренние порожние пробеги стали результатом различных требований к грузовым автомобилям (например, перевозки в морских портах, строительные и складские перевозки). Однако при неэффективной внутренней сети автомобильных перевозок грузоотправителям может быть трудно выйти на международный рынок. Исследование, проведенное несколькими испанскими учеными, показало, что «плохое внутреннее транспортное сообщение может стать существенным препятствием для участия в глобальных производственных сетях, которые в значительной степени зависят от скорости в глобальном пространстве». Авторы исследования отмечают, что, по сравнению с традиционными способами стимулирования экспорта, «улучшения инфраструктуры могли бы быть более успешными, помогая, по крайней мере, малым и средним фирмам начать экспорт».
НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Перевозки в морских портах, между стройплощадками и внутрискладские перевозки обеспечивают гарантированную загруженность транспорта. При перевозках между странами возможность обеспечить транспорт обратными загрузками имеет для перевозчиков решающее значение, поскольку застрявший внутри страны, из которой нет обратной загрузки, грузовой автомобиль, означает, что перевозка в эту страну может стать убыточной. Особенно учитывая, что правила каботажа с годами ужесточились.
Обеспечение транспорта необходимым объемом обратных загрузок в некоторых странах становится особенно сложной задачей в сезон повышенного спроса на транспортные услуги. Производителям продуктов питания и компаниям, занятым в электронной коммерции, сконцентрированным в определенных регионах, требуется больше транспортных мощностей. Возросший спрос означает, что грузовые автомобили будут скапливаться в одном месте или регионе, поскольку оттуда будет идти основной грузопоток. Однако, чтобы не ехать туда порожними, коммерческие отделы должны активно искать грузы для доставки в этот регион, что сделать непросто.
Несомненно, пик сезона и повышенный спрос на транспортные услуги могут означать возросшую прибыль для перевозчиков. Если грузоотправители заранее не позаботились о наличии транспортных средств на этот период, на спотовом рынке спрос на услуги перевозки начинает превышать количество доступного транспорта, и цены, как правило, растут из-за нехватки транспортных мощностей, что позволяет транспортным компаниям получать дополнительный доход. Однако полагаться на спотовый рынок – дело достаточно рискованное, так как переоценка возможностей может привести к непредсказуемым, и, зачастую, удручающим результатам.
Хотя ранее порожние пробеги не оказывали такого сильного воздействия на автотранспортные компании, по мере того как изменилась ситуация на рынке, изменилось и отношение к холостым пробегам. В настоящее время европейские грузовые автомобильные перевозки переживают беспрецедентный бум цен и расходов. Баланс, который в последние несколько месяцев склонялся в сторону первого, ставит перевозчиков в затруднительное положение.
Помимо сезонности, есть еще несколько причин, по которым некоторые поездки совершаются с пустым полуприцепом. Согласно статье двух авторов из Лундского университета (Швеция), список причин включает также структурные, проектно-зависимые, операционные и коммерческие дисбалансы, а также отсутствие связи (между отделами внутри компании), проверки, дифференцирующие инструменты планирования, и неверная информация в системе.
ПРЕОДОЛЕВАЯ ПОРОЖНИЕ ПРОБЕГИ
По мере ухудшения рыночной ситуации, когда в среднем 20% пройденного пути составляли порожние пробеги, наступление 2021 года не сулило ничего хорошего для европейских перевозчиков. Однако по мере того, как компании начинают применять различные технологические решения в своей повседневной деятельности, статистические данные по холостым пробегам у двух разных поставщиков транспортных услуг могут существенно различаться.
Европейский рынок заполнен малыми и средними транспортными компаниями. Согласно отчету Еврокомиссии, «в 2017 году в этом секторе насчитывалось более 570 000 компаний и работало около 3,3 миллиона человек». Другой вопрос, внедрили ли эти небольшие компании инструменты цифровизации, тем более что это дорогостоящая процедура, даже для крупных транспортных компаний. От оцифровки операций есть ощутимые и довольно очевидные преимущества, поскольку цифровизация позволяет перевозчикам работать более эффективно, в том числе минимизируя порожние пробеги транспорта. В том же исследовании Шведского университета было названо несколько способов сокращения порожних пробегов, включая правильную организацию, показатели и последующие действия, а также сокращение дисбалансов внутри организации.
«Дисбаланс из-за низкой плотности клиентов считается наиболее важным фактором, приводящим к порожним пробегам транспорта. Активно работая над сокращением всех видов дисбалансов, количество порожних пробегов может быть значительно сокращено», – заявили авторы.
Одним из наиболее эффективных способов организации работы транспортной компании является оцифровка каждого процесса и предоставление этих процессов в виде данных для анализа. Использование новейших ИТ-технологий, таких как программы на основе искусственного интеллекта (ИИ), разработанных специально для транспортных компаний, позволит перевозчикам не только эффективно эксплуатировать свой автопарк, но и сократить усилия для этого. Например, используя AI Planer (русск. планировщик искусственного интеллекта), разработанный одним из своих партнеров, компания Girteka Logistics смогла значительно сократить количество порожних пробегов уже на начальном этапе интеграции программного решения. Одним из самых больших преимуществ использования технологий на основе искусственного интеллекта, помогающих в организации загрузок, является тот факт, что программное решение помогает грамотно распределять транспортные мощности, а это означает, что оно может предотвратить возникновение дисбаланса в грузопотоках.
Сокращение порожних пробегов было и остается важной задачей для развития грузового автомобильного транспорта в ближайшие годы. Особенно с учетом того факта, что на представителей транспортной отрасли оказывается все большее давление с целью уменьшения вредных выбросов. Поскольку холостые пробеги не приносят пользы ни бизнесу, ни потребителям, ни окружающей среде, вполне вероятно, что к решению этой задачи станут подходить с большей строгостью в течение следующих десятилетий.