Основные выводы Саммита Европейского Шелкового пути в Амстердаме (7-8.12.2021)

7 и 8 декабря в Амстердаме прошел Саммит Европейского Шелкового пути.

Качество Нового Шелкового пути должно повыситься, а цены и время транзита – снизиться. Субсидии больше не нужны, маршрут уже достаточно загружен. Это лишь некоторые из выводов, сделанных на саммите Европейского Шелкового пути, состоявшемся 7 и 8 декабря в Амстердаме.

Каждый год основные игроки Нового Шелкового пути собираются на это отраслевое мероприятие, чтобы подвести итоги текущего года и посмотреть на возможности будущего года. Мы собрали восемь самых важных новостных фактов или выводов, которыми поделились за эти два дня.

  1. Достигнут рубеж в миллион TEUs.

В это время года объемы Нового Шелкового пути всегда являются горячей темой, и, как справедливо заметил основной докладчик Онно де Йонг, есть несколько цифр. Консультант по транспорту из голландской компании Ecorys решил поделиться цифрами индекса ERAI, основанного на основных маршрутах через Казахстан и Калининград и маршрутов РЖД, основанных на маршрутах через Россию.

Объемы на основных маршрутах через Казахстан и Калининград выросли на 30% за первые 9 месяцев 2021 года. По данным ERAI, объем трафика составляет 459 тыс. TEU. РЖД сообщило о еще более высоких темпах роста – 40%, при этом за первые 9 месяцев 2021 года было перевезено 782 тыс. TEU. Эти цифры частично совпадают, отмечает де Йонг, поскольку маршруты через Россию включают некоторые из маршрутов через Казахстан. Но он также отметил, что, исходя из этих цифр, весьма вероятно, что рубеж в 1 миллион TEU будет достигнут к концу года.

  1. Продолжаются субсидии.

Еще одна тема, которая ежегодно возвращается к обсуждению, – это субсидии. Этот год был бы последним годом, когда существовали субсидии от правительства Китая. Но, как мы выяснили в первый день конференции, все не так. Субсидии остаются еще на год.

Такие решение было принято правительством Китая с учетом продолжающейся пандемии, – сказал Джеки Ян из New Silk Road Intermodal в видеообращении к аудитории. Однако 2022 год рассматривается участниками отрасли как последний год, когда в Китае действуют субсидии на центральном уровне. И это нормально, поскольку коридор может обойтись и без субсидий, согласились генеральные директора, такие как Алексей Гром (UTLC ERA) и Уве Леушнер (FELB).

  1. Перегрузка характеризует 2021 год.

Когда аудиторию попросили придумать одно слово, которое характеризовало Новый Шелковый путь в 2021 году, наиболее часто использовалось слово «затор». Высокие объемы движения в сочетании с более строгими пограничными процедурами или даже закрытием границ привели к заторам на всех без исключения маршрутах. Не только на главном пограничном переходе, но и на альтернативных пропускных пунктах, поскольку Калининград и Владивосток испытали значительные заторы.

В результате время транзита значительно увеличилось в 2021 году. На участке широкой колеи, который включает в себя маршрут через Беларусь, Россию и Казахстан, время транзита снизилось с рекордно низкого уровня в первом полугодии 2020 года (4,96) до рекордно высокого показателя за аналогичный период этого года (6,84). Это далеко от цели, поставленной на 2024 год – 3,5 дня.

Основные выводы Саммита Европейского Шелкового пути в Амстердаме (7-8.12.2021) 1

  1. Закрытие маршрута через Украину.

Маршрут через Украину за годы приобрел большую популярность, и в этом году много говорилось о перспективах такого маршрута. Однако, буквально за неделю до начала конференции транзитное движение через Украину было остановлено из-за строительных работ.

Движение через Украину до польской границы было прекращено с 30 ноября. Во время конференции движение до словацкой границы было еще возможно, но было остановлено несколько дней спустя. Мы призываем Украинские железные дороги открыть этот маршрут, – сказал Войцех Гржезек из «ТрансКонтейнера» в залоге перед железнодорожной компанией.

  1. Электронные пломбы на границе с Украиной.

Еще одним важным событием, связанным с Украиной поделилась Юлия Косолапова из «РЖД Логистика». Электронные пломбы, необходимые для транзита через территорию России, теперь доступны и на границе Украины с Россией.

Ранее RTSB указывал, что, хотя пломбы были доступны на некоторых пограничных переходах, они не могли применяться на пограничном пункте Белгород, который является пунктом транзита для его поездов, следующих на восток. Теперь они доступны, и как только будут выполнены все административные условия, поезда, следующие на восток, могут отправляться через Украину.

  1. По России за 7 дней.

Косолопова принесла еще хорошие новости из России. К 2024 году в субпроект развития контейнерного транзита Транссиб за 7 дней будет инвестировано 200 миллиардов рублей (2,4 миллиарда евро), – сообщила она. Этот проект направлен на сокращение времени доставки контейнеров от восточной до западной границы России до недели с сегодняшних 11-14 дней. Более того, это должно стимулировать рост объемов трафика.

В 2020 году у нас было чуть более полумиллиона TEU в Транссибирской сети за 10 месяцев. Сейчас это 730 тыс. TEU за тот же период. Мы ожидаем роста до 1,7 млн ​​TEU в 2024 году и до 3,7 млн ​​TEU в 2035 году, – сказала она.

Основные выводы Саммита Европейского Шелкового пути в Амстердаме (7-8.12.2021) 3

  1. Инвестиции в инфраструктурные проекты в России.

Помимо Транссибирского коридора, Россия также вкладывает значительные средства в Северный морской путь, который касается арктических морских портов России и образует объездной путь от загруженного внутреннего морского коридора. Эти инвестиции составят 716 млрд рублей (8,6 млрд евро), – сказала Колосопова.

Но Россия также инвестирует в модернизацию Восточного полигона на территории России: планируется инвестировать 850 миллиардов рублей в Транссибирскую и Байкало-Амурскую железные дороги».

  1. Качество важнее количества.

Наконец, был достигнут общий консенсус в одном: нужно ставить качество важнее количества. Несколько участников отрасли согласились с тем, что, учитывая длительное время в пути и загруженность коридора, пора сосредоточиться на восстановлении качества коридора. Это означает, что меньше внимания уделяется новым маршрутам и больше – улучшению наших текущих услуг, – сказал Вольфганг Рупф из RTSB.

Впечатляющее внедрение сделала китайская компания из Сиань. Начиная со следующего года, оценка KPI будет проводиться в отношении европейских клиентов, чтобы обеспечить хорошее время транзита, сообщил Сяо Чжан из Xi’an International Inland Port Multimodal Transportation. Нам нужно будет сделать больше, чтобы предоставлять высококачественные услуги.