Идем на Восток: как быстро попасть на рынок Китая со своими услугами

Выход зарубежных компаний на китайские рынки до сих пор представляется либо чудом, либо не лучшей идеей. Причина, которую назовут бизнесмены, – это жёсткий контроль и цензура сети Интернет. Безусловно, это не лишено смысла: правительство Китая действительно очень внимательно отслеживает, к какой информации население может иметь доступ.

Google в Китае: история сотрудничества и противостояния

Идем на Восток: как быстро попасть на рынок Китая со своими услугами 3

Пожалуй, самый масштабный образец цензуры – это отсутствие в КНР Google.

До 2010-го года корпорация придерживалась своеобразной политики умиротворения официальной китайской стороны. Для этого поисковая система соглашалась не показывать китайским пользователям информацию и сайты, которые правительство КНР считало вредными для духа и моральных ценностей народа.

Надо сказать, что с 2006-го года у Google в КНР появился крупный конкурент – сервис Baidu. Несмотря на попытки Google понравиться китайской аудитории, та реагировала на зарубежную поисковую систему скорее неблагосклонно.

Последней каплей для поискового гиганта стала серия кибератак, произошедшая в январе 2010-го года. После атаки Google объявили о том, что больше не намерены выполнять требования КНР по цензуре контента на территории страны. Ответ Китая заключался в запрете на поиск в Google на любых языках с применением технических средств.

Компромисса между Google и КНР не удалось достигнуть и по сей день.

Google в Китае: всё ли так плохо?

Идем на Восток: как быстро попасть на рынок Китая со своими услугами 5

Возможно ли применение Google на территории континентального Китая?

Обратимся к статистике. Как она показывает, Baidu принадлежит около 72% рынка поисковых систем в КНР. Google – только 2%.

Идем на Восток: как быстро попасть на рынок Китая со своими услугами 7

Но тут возникает вопрос: откуда берутся эти 2%, если Google запрещён?

Дело в том, что некоторые китайские пользователи не желают мириться с положением вещей и пользуются специальными сервисами и приложениями для обхода т.н. Великого китайского брандмауэра. Такие сервисы известны как VPN, виртуальные приватные сети, и дают возможность получить доступ к заблокированным в Китае ресурсам – среди прочих, к Google.

Простыми словами: VPN заставляют сайт, с которым пользователь пытается соединиться, думать, что на самом деле этот запрос поступает из совершенно другого места, как правило – из другой страны.

Теперь, когда мы знаем, что некоторое число китайских Интернет-пользователей заходят в Google и как они это делают, давайте вычислим их количество.

По данным сайта Statista, в 2020-м году почти 990 миллионов китайцев пользовались Интернетом. 2% от этого числа составляют 19,8 миллионов человек.

Опыт использования Google для продвижения в КНР

Идем на Восток: как быстро попасть на рынок Китая со своими услугами 9

“Фабрика брендов” провела рекламную кампанию для белорусской логистической фирмы в Китае с использованием Google. Её результаты превзошли даже самые смелые ожидания – и сейчас мы опишем, как их добиться.

Основным инструментом продвижения была избрана контекстная реклама. Это рекламные объявления, которые Google выводит в качестве первых результатов в ответ на поисковые запросы, связанные по тематике с услугами или товарами компании, которой принадлежит объявление.

Разрабатывая для нашего клиента рекламную кампанию, мы столкнулись с рядом проблем, для решения которых нам пришлось даже поменять переводчика, которого мы привлекли со стороны.

Китайский язык необычайно сложен. Конечно, выучить любой язык с нуля – задача не из простых, но китайский – это особый случай.

В XX-м веке Компартия Китая провела реформу китайской письменности. Её целью было упростить иероглифическое письмо. Для этого были переработаны многие составные части иероглифов. И всё бы ничего, но старое написание – так называемое традиционное – всё ещё используют в Гонконге, Макао и Тайване, в том числе, чтобы показать свою независимость от материкового Китая. Таким образом, существуют две письменные системы. С этим у нас и возникла проблема при организации рекламной кампании логистической фирмы – первый переводчик, к услугам которого мы прибегли, перевёл объявления и страницы сайта на китайский с помощью традиционного письма. Мало того, что оно не вполне понятно современному жителю КНР, так ещё и способно вызвать у него отторжение – всё-таки это письменность стран, с которыми у Китая напряжённые отношения. Пришлось срочно менять переводчика и всё переделывать – а на это ушли дополнительные деньги и время.

Таким образом, при работе с китайской целевой аудиторией всегда необходимо уделять должное внимание вопросам перевода.

Результат

Чтобы окончательно развеять сомнения в состоятельности Google как маркетингового инструмента для китайских реалий, приведём результаты нашей рекламной кампании:

  • В первый же месяц количество переходов по ссылкам в рекламных объявлениях достигло более чем 200. С учётом того, что логистические услуги интересны в подавляющем большинстве случаев тем, кто точно знает, что они ему потребуются, это был хороший результат.
  • В течение двух месяцев после старта кампании нашему клиенту поступило одиннадцать заказов от китайской стороны, из них четыре – очень крупного размера.

Говорим из личного опыта: работать с Китаем через Google можно и вполне продуктивно. Об этом даже есть отдельный кейс на сайте Infotrans.by. В следующих статьях серии мы перейдём к непосредственно китайским поисковым системам и расскажем вам о том, как максимизировать пользу от них.


Идем на Восток: как быстро попасть на рынок Китая со своими услугами 11Фабрика брендов” – digital-агентство, вот уже более семи лет занимающееся интернет-продвижением компаний. Мы всегда рады разобраться в вашей ситуации и разработать для неё индивидуальную стратегию онлайн-маркетинга. Звоните или пишите нам – и наши специалисты обязательно вам ответят!

Хочу продвигать свои услуги в Китае!