Белорусские автодилеры прогнозируют, что до возврата таможенной пошлины в Беларусь ввезут еще более 2 тыс. электрокаров.
До конца декабря у белорусов еще есть возможность купить электромобиль дешевле на 38%. С 1 января 2022 года придется вновь платить таможенную пошлину, которую в 2020 году обнулили для всех стран ЕАЭС. Этим обстоятельством и воспользовались белорусы. Автодилеры подтверждают: сейчас у них такой же бум на ввоз электромобилей в страну, какой был в первый месяц отмены НДС и таможенной пошлины.
Обнуление пошлины для стран Таможенного союза было инициировано Беларусью. Предполагалось, что дополнительные льготы упростят ввоз электромобилей в Беларусь, увеличат их количество, а также стимулируют развитие сервиса и инфраструктуры. Эти меры и дали свои положительные результаты. Если в начале 2020 года количество электромобилей в Беларуси составляло около 400 единиц, то во втором полугодии их количество увеличилось до 1600 штук. Белорусы открыли для себя не только европейские и американские аукционы, но также стали чаще ввозить бюджетные китайские электрокары.
Стоит отметить, что вместе с обнулением таможенной пошлины, в Беларуси был отменен НДС на ввозимые электромобили. Это позволило владельцам экономить до 38% от стоимости электромобиля. Нововведение вызвало ажиотаж и только в первый месяц действия указа в Беларусь было ввезено больше 200 электромобилей.
Есть несколько причин, почему я выбрал электрокар, рассказывает Дмитрий Лещинский, предприниматель из Минска. Во-первых, я посчитал, что стоимость электрокара не на много превышает стоимость авто с ДВС, а с учетом того, что электромобиль гораздо экономичнее, выгода очевидна. Когда я пригнал электромобиль в июне прошлого года, в Беларуси еще были бесплатными зарядные станции. Но даже сейчас я ощущаю выгоду. Чтобы откататься на электромобиле целый день, я трачу около 5 бел. руб. Зарядки на эту сумму мне хватает, чтобы проехать около 70 км. Во-вторых, я полагаю, что электротранспорт будет впредь только развиваться и вскоре для водителей экологических машин придумают дополнительные «плюшки», вроде въезда в центр города, как это сделали уже во многих европейских странах. И в-третьих, в Беларуси нет проблем с зарядками. Я много езжу по стране и нигде не застревал из-за отсутствия станций ЭЗС.
Специалисты полагают, что, несмотря на возврат таможенной пошлины, интерес к электротранспорту в странах ЕАЭС не спадет. В Беларуси до 2025 года продолжит действовать указ, отменяющий НДС. Вместе с этим рассматривается возможность о продлении отмены пошлины также до 2025 года и ряд других стимулирующих мер.
Все это дает основания полагать, что уже к 2030 году количество проданных электромобилей в Беларуси составят более 50% продаж. При этом, стоимость электромобиля будет снижаться в сравнении с авто с ДВС.