Об особенностях действий при ДТП в странах ЕАЭС при перевозке из Европы рассказал директор по экспедированию Clever Logistic Poland Евгений Дубровин.

10 советов на случай ДТП в странах ЕАЭС (в т.ч. Беларуси, России, Казахстане) при перевозке из Европы 1
директор по экспедированию Clever Logistic (Poland) Евгений Дубровин

Фото, которое является иллюстрацией к статье, сделано 7 декабря 2020 г. уже перед перегрузкой товара. Тремя днями ранее утро началось примерно с такого же, но сделанного и присланного в первые минуты после аварии. Здесь все настоящее – перевозка, люди, грузовик, снег, Казахстан.

ДТП в другой стране – это всегда серьезная проблема. Нужно очень быстро решить много разных вопросов. Каждая такая ситуация уникальна. Однако, есть несколько схожих моментов.

Прежде всего нужно помнить, что при международных перевозках из Европы груз в подавляющем большинстве случаев находится в режиме таможенного транзита. Поэтому решать возникшие проблемы нужно с оглядкой на Таможенный кодекс ЕАЭС. Членами ЕАЭС на сегодняшний день являются 5 стран – Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизстан и Россия. А это значит, что таможенное законодательство в этих 5 странах унифицировано с 2018 г. Поэтому и порядок действий при ДТП схожий.

Вот несколько главных советов перевозчику на первые часы после ДТП в одной из 5 перечисленных стран:

  1. Забота о жизни и здоровье людей

Оказание первой помощи пострадавшим. Вызов скорой и, в случае необходимости, пожарных. Обозначение места ДТП.

  1. Забота об автомобиле и грузе

Нужно выключить зажигание и обесточить бортовую сеть питания. Пусть водитель оценит повреждения грузового пространства и по возможности предотвратит увеличение размера ущерба. Если рядом нет второй машины, в которой он смог бы дожидаться перегрузки и охранять груз совместно с коллегой, то нужно сообщить об этом в милицию/полицию и попросить организовать охрану.

  1. Вызов ГАИ

Водитель обязан пройти медосвидетельствование. Милиция/полиция должна составить протокол ДТП. Это первый документ в таких случаях.

  1. Учет разницы во времени

Возьмем Казахстан. В зимнее время разница с Беларусью – 3 часа, а с Польшей или Германией – целых 5. Это означает, что иногда придется встать пораньше. Иначе общего рабочего времени для решения проблем в другом часовом поясе останется не больше пары часов в сутки.

  1. Координация действий

Координация действий крайне важна. Стоит создать общий чат в одном из популярных коммуникаторов. Добавляем туда всех заинтересованных: как минимум водителя, экспедитора, перевозчика, отправителя, получателя. В таком общем чате всегда будет самая полная и свежая информация. Все возникающие вопросы будут решаться оперативно, а т.н. коллективный разум всегда найдет самые правильные решения. Параллельно стоит фиксировать по электронной почте договоренности для последующего разбирательства.

  1. Уведомление ближайшей таможни

Нужно согласовать с получателем, кто уведомит таможню о ДТП. Это может сделать и перевозчик, и получатель. Таможню нужно уведомить незамедлительно. Идеальное решение – отправить письмо, и затем позвонить и добиться письменного ответа. Чем быстрее перегрузка – тем лучше. Груз может быть температурным (а рефагрегат уже не работает), ликвидным (ночью найдутся желающие поживиться относительно легкой добычей) и т.п. Иногда счет идет на часы, особенно если ДТП случилось накануне выходных или праздников. Если в пятницу получить разрешение на самостоятельную перегрузку, то ее можно произвести хоть в тот же день или в субботу. Если просто отправить письмо, то таможня может увидеть его только в понедельник. Тогда она может дать добро на перегрузку без участия инспектора не ранее понедельника. Если инспектор решит приехать, то все затянется даже до вторника. Итого, разница по времени перегрузки в случае обычных 2 выходных дней – минимум 3 суток.

В письме нужно указать дату, место и обстоятельства ДТП, характер груза, маршрут, состояние груза и автомобиля, госномера, номер CMR, TIR, инвойса, транзитной декларации. В первую очередь нужно запросить разрешение на самостоятельную перегрузку с доставкой на ту таможню, куда отправляется письмо. Выезд инспектора на место лучше прямо не запрашивать. Это нежелательно хотя бы по той причине, что подменной машине и бригаде грузчиков необходимо быть на месте уже до его приезда. По факту обязательно кому-то кого-то придется нервно ждать: то ли грузчикам инспектора, то ли инспектору грузчиков. Намного легче, когда нужно просто найти подменную машину и бригаду грузчиков.

10 советов на случай ДТП в странах ЕАЭС (в т.ч. Беларуси, России, Казахстане) при перевозке из Европы 3

По умолчанию без разрешения таможни пломбу срывать нельзя! Однако, ст. 341 п. 5 ТК ЕАЭС предусматривает исключение: «Средства идентификации могут изменяться, удаляться, уничтожаться или заменяться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. В указанных случаях таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении, уничтожении или замене средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.» Что именно считать реальной угрозой и какие нужны доказательства – не указано.

  1. Уведомление страховой компании

По телефону или письменно – зависит от условий страхования в конкретной страховой. Но сделать это нужно обязательно. Если предварительная сумма ущерба будет намного больше франшизы, страховая компания скорее всего захочет прислать на место аварийного комиссара. Лучше передать в страховую компанию контакт получателя.

  1. Привлечение местного перевозчика для дальнейшей перевозки спасаемого груза

Если ДТП при международной перевозке произошло в чужой стране, то в 99% случаев довоз может быть выполнен только местным перевозчиком. Это означает, что если перевозчик из Евросоюза вез груз в Казахстан и попал в ДТП в России, то довоз сможет выполнить российский или казахский перевозчик. Если ДТП произошло уже в Казахстане, то для внутренней перевозки нужен казахский перевозчик. Найти местного перевозчика можно на биржах https://lardi-trans.com/pl/, https://transinfo.by/, https://della.pl/. Популярные биржи https://cargo.lt/ и https://trans.eu/ помогут мало. С поиском грузчиков может помочь местный перевозчик. Также можно воспользоваться сервисами бесплатных объявлений вроде https://avito.ru/, https://olx.kz/ или https://kufar.by/ по запросу «грузчики».

  1. Перегрузка спасаемого товара на другое транспортное средство и его доставка на ПТО, указанное в ответе таможни

В 17 графу CMR нужно обязательно внести запись о смене номеров, дате и месте ДТП.

  1. Закрытие доставки и передача CMR водителю пострадавшей машины

Перевозчику очень важно не только спасти товар, но и позаботиться об исполнении своих обязательств перед таможенными органами ЕАЭС. Для этого другому перевозчику нужно передать и груз, и документы. Важно предусмотреть, как получить обратно CMR после того, как в ней появится отметка таможни о доставке товара. Обычно водитель машины, попавшей в ДТП, остается реанимировать ее, тогда как водитель подменной машины уезжает с товаром и документами на таможню. Есть риск, что после таможенной очистки новый водитель забудет передать CMR, поэтому этот момент нужно проконтролировать. Обычно местный перевозчик оставляет CMR на таможне, откуда ее потом забирает водитель пострадавшей машины. Второй вариант – местный перевозчик, выполняя довоз, подвозит CMR c закрытой доставкой водителю пострадавшей машины.