Европейский парламент проголосует на этой неделе за крупную реформу автотранспорта – Пакет мобильности.
Так называемый Пакет мобильности бурно обсуждается евродепутатами с 2017 года. Ряд евроэкспертов отмечают, что оснований для непринятия этого документа нет. Разница между Западом и Востоком может скоро измениться, и конкуренция стать более упорядоченной и справедливой, – отмечают евроэксперты.
Конкуренция водителей с Запада и Востока ЕС.
Патрик водит по Европе автопоезда уже 20 лет. Он из Бельгии, в которой сравнительно большая зарплата и хорошие условия труда. Его восточноверопейские коллеги соглашаются на меньшее и худшее. С ними западному дальнобойщику приходится делить дорогу и контракты на перевозку грузов.
Трудно конкурировать, много грузовиков, особенно из восточных стран, они отбивают у нас хлеб, а работы не так много, как раньше, – говорит Патрик.
Патрика наняла небольшая компания на окраине Брюсселя с парком из 20 фур. До 2004 года она занимала удобную нишу на транспортном рынке и заслужила репутацию быстрой и надежной. Но затем, после расширения Евросоюза на 8 бывших социалистических и советских стран, на дорогах стало больше машин, пробок и водителей.
Водители хлынули с Востока. Там больше дешевой рабочей силой, что создает несправедливую конкуренцию утвердившим себя перевозчикам из Бельгии, – говорит управляющий компании Ален Адрианс.
Водители этой бельгийской компании зарабатывают в среднем 3500 евро в месяц минус налоги. В некоторых странах Восточной Европы эта сумма, если не считать командировочные, может быть в 5 раз ниже.
Между тем, дальнобойщики проводят в пути по несколько месяцев, в основном в Западной Европе, спят обычно в кабинах. Новый Пакет мобильности это исключает. Дальнобойщики будут вынуждены возвращаться в родную страну каждые четыре недели, и им не будет разрешено отдыхать в своем транспортном средстве. Оплата их труда будет зависеть от ее местного уровня.
Наконец, компании должны будут доказать, что основная их деятельность происходит в стране, где они зарегистрированы. Их грузовики должны будут возвращаться на базу каждые 8 недель. В то время, как некоторые в ЕС приветствуют эти изменения, другие (в основном страны Восточной Европы) видят в них подрыв единого рынка и угрозу экономике.
На транспортный сектор приходится около 6% польского ВВП, а будет еще меньше. Принятие Пакета мобильности повлияет не только на польское, но и на европейское хозяйство, потому что транспорт станет дороже, – говорит польский евродепутат Косма Злотковский.
В случае одобрения Европарламентом Пакета мобильности, эти правила для грузовых автомобилей начнут применяться через полтора года. Новые правила могут осложнить для европейских водителей работу за границей.