Норвегия стала 26 страной, присоединившейся к протоколу о e-CMR, сообщает IRU.
Дополнительный протокол к Конвенции ООН о договоре международной дорожной перевозки грузов (CMR), касающийся электронной накладной (e-CMR), вступил в силу 5 июня 2011 года и призван способствовать переходу транспортно-логистического сектора к полной цифровизации международных перевозок. Ратификация протокола о e-CMR и внедрение электронных накладных в практику международных перевозок может существенно повысить эффективность перевозок и, что особенно актуально в свете нынешней пандемии, позволяет сократить число физических контактов между транспортниками и клиентами и в то же время будет способствовать сокращению расходов транспортных компаний.
Страны, присоединившиеся к Дополнительному протоколу о e-CMR по состоянию на 29.06.2020: Беларусь, Болгария, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Иран, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Молдова, Румыния, Россия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Таджикистан, Турция, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Последней из стран, присоединившихся к протоколу о e-CMR стала Норвегия.
Напомним, присоединение Республики Беларусь к Дополнительному протоколу о e-CMR стало возможным с принятием Указа Президента Республика Беларусь от 14 января 2019 г. № 14 «О присоединении Республики Беларусь к международному договору». Дополнительный протокол о e-CMR вступил в силу для Республики Беларуси 8 мая 2019 года.
Присоединение Республики Беларусь и любой другой страны к Дополнительному протоколу о e-CMR не ограничивает использование накладных на бумажных носителях при международных автомобильных перевозках, обеспечивая возможность использования электронной накладной.
Однако, многие страны ратифицировавшие Дополнительный протокол о e-CMR пока не перешли к практическому использованию e-CMR в международных перевозках. Тем не менее, 10 стран ЕС по состоянию на 29.06.2020 все еще должны ратифицировать Протокол о e-CMR: Австрия, Бельгия, Венгрия, Греция, Германия, Италия, Ирландия, Кипр, Мальта, Хорватия.
Система, основанная на протоколе о e-CMR, сулит транспортным компаниям целый ряд дополнительных преимуществ:
- четырехкратное снижение расходов на обработку документов;
- ускоренные административные процедуры за счет снижения объема операций по вводу данных, отсутствия бумажной документации, необходимости отправки документов по факсу, сканирования, обмена письмами и ведения архива бумажной документации;
- ускоренное выставление счетов;
- снижение числа расхождений в данных грузоотправителя и грузополучателя.
Благодаря цифровому формату накладные e-CMR также легко объединяются с другими услугами, к которым прибегают транспортные компании, например, с таможенным декларированием или услугами управления транспортом и автопарками. С переходом на электронные накладные все три стороны, вовлеченные в процесс грузоперевозок, выгадывают от повышения эффективности логистических процессов в целом, что приведет к повышению конкурентоспособности. И еще одна выгода − повышение дорожной безопасности, поскольку накладная e-CMR может быть привязана к применяемой на грузовом автотранспорте системе eCall, которая осуществляет автоматический дозвон до служб экстренного реагирования в случае дорожно-транспортного происшествия.
4 мая 2020 г. комитет по транспорту и туризму Европейского парламента одобрил Положение об электронной информации о грузовых перевозках (eFTI), принятое Советом ЕС 7 апреля 2020 г. В соответствии с утвержденным Положением, все страны ЕС должны в полной мере перейти на использование e-CMR не позднее 2025 года. Оцифровка грузовых перевозок позволит компаниям значительно сэкономить и сделать перевозки более эффективными и устойчивыми. Однако это не означает, что перевозчики должны использовать только электронные документы.