К Дополнительному протоколу к Конвенции о договоре международной дорожной перевозке грузов (КДПГ), касающемуся электронной накладной (e-CMR) присоединились 25 стран, сообщает Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН).

На сегодняшний день к Дополнительному протоколу о e-CMR, вступившему в силу в 2011 году, присоединились 25 государств – благодаря лоббированию со стороны IRU и его организаций-членов протокол широко используется в Евразии.

Страны, присоединившиеся к Дополнительному протоколу о e-CMR: Беларусь, Болгария, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Иран, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Польша, Португалия, Республика Молдова, Румыния, Российская Федерация, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Таджикистан, Турция, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Присоединение Республики Беларусь к Дополнительному протоколу о e-CMR стало возможным с принятием Указа Президента Республика Беларусь от 14 января 2019 г. № 14 «О присоединении Республики Беларусь к международному договору». Дополнительный протокол о e-CMR вступил в силу для Республики Беларуси 8 мая 2019 года.

Присоединение Республики Беларусь и любой другой страны к Дополнительному протоколу о e-CMR не ограничивает использование накладных на бумажных носителях при международных автомобильных перевозках, обеспечивая возможность использования электронной накладной.

ЕС готовится перейти на e-CMR до 2025 года 1
Карта договаривающихся сторон предоставлена ЕЭК ООН

Последней из стран, к Протоколу о e-CMR присоединилась Швеция в марте 2020 года, что подтверждает ее намерение полностью отказаться от бумажной товаросопроводительной документации. Присоединение Швеции к протоколу о e-CMR позволит логистическим компаниям страны воспользоваться многочисленными преимуществами этого цифрового инструмента.

Большинство соседних Швеции стран уже используют e-CMR, поэтому теперь всё внимание обращено на Германию – станет ли она следующей стороной протокола? Присоединение к Германии к Протоколу о e-CMR будет означать, что все европейские транспортные операторы, водители и грузоотправители смогут воспользоваться преимуществами более быстрой, более безопасной и более прозрачной торговли.

Тем не менее, 10 стран ЕС все еще должны ратифицировать Протокол о e-CMR. Нынешний кризис, вызванный covid-19 демонстрирует важность цифровых решений в логистической цепочке. ЕЭК ООН настоятельно рекомендует государствам-членам ЕС отказаться от бумажного документооборота и полностью перейти на цифровой обмен информацией.

4 мая 2020 г. комитет по транспорту и туризму Европейского парламента одобрил Положение об электронной информации о грузовых перевозках (eFTI), принятое Советом ЕС 7 апреля 2020 г.

В обращении Совета ЕС тогда было отмечено, что большинство грузовых компаний и других участников транспортной отрасли в настоящее время используют бумажные документы. Основным препятствием для более широкого использования цифровых грузовых транспортных документов является непоследовательное (но в целом довольно низкое) принятие цифровых документов отдельными органами власти. На данный момент для обмена информацией используется большое количество различных IT-систем, которые не взаимодействуют друг с другом. Растущая оцифровка грузового транспорта и логистики приведет к значительной экономии административных расходов для предприятий, особенно малых и средних, которые составляют подавляющее большинство транспортных и логистических компаний в ЕС.

В соответствии с утвержденным Положением, все страны ЕС должны в полной мере использовать электронные документы на груз не позднее 2025 года. Разработанное Положение обязывает все компетентные органы принимать электронную информацию через сертифицированные платформы, если компании хотят предоставлять данные подобным образом.

ЕЭК ООН поручено в течение 30 месяцев, с момента принятия Положения разработать технические спецификации, такие как функциональные требования для платформ eFTI, а также правила передачи, обработки и защиты данных.

Оцифровка грузовых перевозок позволит компаниям значительно сэкономить и сделать перевозки более эффективными и устойчивыми. Однако это не означает, что перевозчики должны использовать только электронные документы.