Пломбировать грузовики нарушителей правил транзита будет БНГарант, готовность проекта – стопроцентная.
Напомним, что в соответствии с постановлением Совета Министров № 311 с 7 июня по 30 сентября 2020 г. транзитные автомобильные перевозки грузов через территорию Беларуси, выполняемые перевозчиками, водители которых нарушили требования постановления № 171, будут осуществляться при условии наложения на грузовые отсеки автомобильных транспортных средств навигационных устройств. Навигационные устройства будут использоваться в качестве альтернативы таможенному сопровождению, которое таможенные органы вправе применять при выявлении признаков несоблюдения перевозчиками законодательства государств-участников ЕАЭС.
Над проектом электронного пломбирования в Беларуси начали работать давно и без всякой привязки к covid-19. Конечная цель была создать единую систему отслеживания транзита на территории ЕАЭС.
Во-первых, это серьезный барьер на пути нелегального перемещения товаров. Проще говоря – контрабанды. Во-вторых, исключаются незаконные махинации с грузами, обеспечиваются их сохранность и безопасность. В-третьих, увеличивается скорость доставки.
Аналогичные проекты запустили и другие страны ЕАЭС. В России, например, это оператор Платон, в Казахстане реализацией подобного проекта занимается Институт космической техники и технологий.
Нацоператор – БНГарант.
В Беларуси распоряжением президента № 220рп от 1 ноября 2018 года «О международных транзитных перевозках товаров» национальным оператором мониторинга транзитных перевозок было назначено ОДО «Белнефтегаз» (БНГарант). Специально для работы над системой мониторинга международных транзитных перевозок ОДО «Белнефтегаз» зарегистрировал «дочку» – ООО «Синезис Стигма», которая разработала платформу это Stigma для контроля состояния и местоположения транзитных грузов. Тариф на услуги национального оператора по отслеживанию объектов пломбирования – 3 базовых величины за одну услугу (81 бел.руб., что эквивалентно 30 евро).
Также Stigma ведет разработки собственной пломбы. Электронная пломба – это запирающие устройство с электронной начинкой, которая подключена к навигационной системе и хранят всю информацию о грузе и маршруте движения. Белорусская пломба должна качественно обойти конкурентов – девайсы китайского и российского производства.
Белорусская пломба пока не готова, будут использовать импортные.
Однако, до сих пор белорусская пломба не готова, плюс еще нужно время на сертификацию. Фишка проекта в том, чтобы сделать пломбу, которая отвечает последним требованиям и учитывает недостатки китайских и российских аналогов. У китайцев, например трос защелкивается механическим образом – в белорусском аналоге вообще механики нет, заложен совсем другой принцип – чисто электронный. Проще конечно было просто купить у китайцев пломбы и переклеить наклейку, но никто этого делать не стал. Поэтому сейчас оператор использует импортные пломбы, китайского и российского производства. Белорусская пломба уже разработана, но впереди процедура сертификации.
Сколько импортных пломб закуплено на данном этапе и сколько автомобилей планируется ими оснастить, эта информация недоступна и ОДО «Белнефтегаз» ссылается на служебную тайну.
Однако перевозчики опасаются, что под постановление подпадут очень и очень многие. Логика Постановления № 311 такова, что если на предприятии хоть один водитель хоть раз нарушил правила транзита, то требование о пломбировании будет распространяться на все автомобили перевозчика. Более того, перевозчики опасаются, что вешать пломбы в июне начнут уже за нарушения правил транзита совершенные до 7 июня, т.е. до вступления в силу Постановления № 311. Этих моментов опасалась и Ассоциация БАМАП, направив письмо в ГТК и Минтранс.
Нарушения правил транзита были у многих перевозчиков, если не сказать, что у всех.
Нарушения Постановления № 171 были у большинства перевозчиков. К ответственности за нарушения правил транзита привлекались водители компаний-перевозчиков из Литвы, Латвии, Польши, России и Беларуси.
Один из представителей перевозчиков приводит следующие аргументы против принудительного пломбирования. Во-первых, covid-19 пошел на спад, многие страны ослабляют карантинные мероприятия и обоснование пломбирование защитой общественных интересов выглядит странно. Во-вторых, пломбирование не бесплатное, все же 30 евро за 1 машину. В-третьих, другие страны, в т.ч. Россия может принять ответные меры и ввести пломбирование грузов на их территории. Тем более в России уже используют навигационные пломбы Платон для перевозки санкционных товаров. По мнению представителя перевозчика, обязательное пломбирование может привести к сокращению транзитной привлекательности Беларуси.
Готовность проекта – стопроцентная.
На границе ЕАЭС и ЕС пломбы будут вешать/снимать таможенные органы, на границе Беларуси и России – должностные лица Транспортной инспекции, работники нацоператора и (или) уполномоченных им лиц. Готовность проекта по пломбированию – стопроцентная, – отмечает директор нацоператора БНГарант.
INFOTRANS.BY будет следить за развитием событий.