О ситуации в экспедиторской сфере в Беларуси.
Мы является учебным Центром, большинство наших программ направлено на транспортный сектор, поэтому ситуацией в экспедиторской сфере владеем, – отмечает директор Центра LOGCONSULT Дмитрий Курочкин.
Последний наш обзвон транспортно-экспедиционных компании (приглашали на семинар по авиаперевозкам для экспедиторов, который прошел 27 января) показал, что многие компании сжались по персоналу, особенно это коснулось небольших компаний. Кто-то с 10 человек сжался до 3, кто-то уже не занимается авиаперевозками. Ситуация не катастрофичная, но задуматься стоит. Проблемы и у многих крупных компаний, по персоналу сжались, зарплаты порезали, люди поуходили, в т.ч. в другие сферы, разочаровавшись в работе в транспорте и экспедировании.
Кто не может платить выше по рынку, подбирает менее квалифицированный персонал или без опыта работы. Для многих компаний, это просто потеря времени. Ситуация с персоналом в логистике, и не только в логистике, сейчас сложная. Но эта проблема не нова, она всегда была.
С объемами экспедирования тоже сейчас все не просто. Безусловно выживают, те кто работает и обслуживает российский и европейский рынок. Там и маржинальность выше и клиенты другие. Не секрет, что большинство крупных перевозчиков с белорусскими грузовладельцами не работают, они работают на других рынках, на более прибыльных маршрутах, белорусский рынок их вообще не интересует. Такая же ситуация и с белорусскими экспедиторскими компаниями, крупные экспедиторы обслуживают европейских и российских клиентов и это не для кого не секрет. Но и бизнес здесь строится совсем по другому, у них компании как яйца раскиданы по всем странам, где они работают, – говорит Дмитрий Курочкин.
С одной стороны мелким компаниям проще выжить, но с другой их поддавливают крупняки. Поэтому все тут не просто. Что касается экспедирования, то сейчас многие экспедиторы полезли в жд, всем кажется что контейнейнерные перевозки «спасут мир», так вот нет. Нужен опыт и желание разбираться во многих вещах, к сожалению простой перекупкой фрахта вы не решите проблему и будете на задворках экспедиторского бизнеса. Это долгий этап поиска партнеров, заключения контрактов, выстраивания отношений. К сожалению у многих экспедиторов все как на базаре, и мы слышим ответ «зачем нам ваше обучение по авиаперевозкам, мы просто перепродаем фрахт». Так вот обычно такой формат долго не живет, вас просто вытеснят с рынка экспедиторы, которые работают, а не просто перепродают фрахт, могут решить возникающие вопросы, да и вообще могут предвидеть проблему и подсказать своему клиенту как ее избежать.
Но когда крупный автоперевозчик вдруг заказывает обучение про морским контейнерным перевозкам это выглядит весьма странно. Или перевоз вдруг создает отдел по авиаперевозкам или мультимодальным перевозкам, то что тут сказать, «хозяин – барин». Таких случаев сейчас стало больше, поэтому нечего удивляться. Многие экспедиторы лезут везде и во всё, поэтому как говорят многие игроки рынка, «толкаться локтями становится сложнее». Но на то он и рынок, рынок все урегулирует, слабые уйдут, сильные вырастут. Да и российского капитала в перевозках и экспедировании становится больше. Некоторые экспедиторы просто обслуживают российский рынок, открывая офисы в Беларуси, эта тенденция будет нарастать.
Большие объемы грузопотоков сконцентрированы в Беларуси в государственном секторе, который многие экспедиторы пытаются обходить стороной. Но и с госсектором придется работать, безусловно там выше риски и платежеспособность ниже. Я уже не говорю о проблемах с платежами из-за санкционной политики в отношении Беларуси, они остались и переодически доставляют неудобства и экспедиторам и перевозчикам, – отмечает Дмитрий Курочкин.
Чтобы быть в курсе всех событий, подписывайтесь на наш телеграм-канал.