Объемы железнодорожных контейнерных перевозок Китай – Европа продолжают расти, но грузопотоки не сбалансированы, отмечает INFOTRANS.BY.
С января по апрель 2020 г. по направлению Китай – Европа проследовало 2920 контейнерных проездов, перевезено 262 тыс. TEU, что на 24% больше аналогичного периода прошлого года. Поезда, отправляемые в Дуйсбург из Китая, даже перегружены из-за высокого спроса. И компании приходится перенаправлять некоторые составы на станции близлежащих городов для повышения эффективности. Часть грузов, которые первоначально отправлялись морским транспортом, сейчас переносятся на железную дорогу.
Российский сегмент транзитных железнодорожных перевозок так же существенно вырос. Как отмечает РЖД, транзитные перевозки груженых контейнеров в сообщении Китай – Европа – Китай по сети РЖД выросли в 2 раза в апреле. Так в апреле текущего года транзитные перевозки груженых контейнеров в сообщении Китай – Европа – Китай по сети РЖД выросли на 99,3%, до 44 тыс. TEU. Доля груженых контейнеров на этом маршруте превысила 67% от общего объёма транзитных перевозок контейнеров, который составил 65,1 тыс. TEU (рост на 39,9%).
Более того, за 11 дней мая транзитные перевозки груженых контейнеров по сети РЖД продолжили рост и увеличились к аналогичному периоду прошлого года в 1,7 раза, а по маршруту Китай – Европа – Китай – в 2,2 раза.
Агентство «Синьхуа» сообщает, что за первые четыре месяца 2020 года грузооборот маршрута трансграничных грузоперевозок Хуньчунь – Зарубино – Нинбо вырос в 9,48 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В январе – апреле по данному маршруту было перевезено в общей сложности 25,6 тыс. тонн грузов.
Рост транзитных железнодорожных перевозок был достигнут ввиду действующих ограничений ряда стран по проходу границ автотранспортом и длительных карантинов водителей, а также в связи с перебукировкой морских линий и дефицитом линейных контейнеров. Все это дало возможности для перетока грузов на железную дорогу, так как сейчас это наиболее надежный и быстрый вид доставки.
После выхода Китая из ограничений, связанных с пандемией, наблюдается растущий спрос на перевозку автозапчастей, бытовой электроники химикатов и других товаров. Многие операторы значительно расширили сеть маршрутов контейнерных поездов, связывающих Азию и Европу. Запущен ряд новых транзитных маршрутов Цзинань – Гамбург, Сиань – Варшава, Хэфэй – Дуйсбург, Шэньчжэнь – Дуйсбург и Сиань – Линц. Через Дуйсбург, ключевой хаб Германии, обслуживающий железнодорожный трафик в/из Китая, только за первую неделю апреля прошло 50 поездов, это на 20% больше, чем за аналогичный период до пандемии.
В начале мая из провинции Китая Гуандун – Дунгуань пошел первый контейнерный поезд в Вильнюс. Поезд запущен China Post наряду уже с действующими маршрутами в столицу Литвы из Чунцина и Иу. Путь поезда проходит по территориям Казахстана, России и Беларуси. Границу он пресекает через Хоргос, срок доставки грузов в составляет 16 дней.
Трафик из Китая восстановился до докризисного уровня и, по прогнозам, продолжит расти, – говорит DB Cargo, входящий в состав немецкого железнодорожного оператора Deutsche Bahn. В марте количество поездов DB Cargo из Китая составило 50, в апреле 70.
О росте контейнерных грузоперевозок сообщает и белорусский БТЛЦ БЖД. По итогам работы за январь-апрель 2020 г., БТЛЦ БЖД оказано транспортно-экспедиционных услуг (проэкспедировано) 201,8 тыс. TEU, что на 19,9% больше аналогичного периода прошлого года.
Грузопоток через терминал в Малашевиче (Польша) и вовсе рекордно вырос. Это связано с ростом китайской экономики, которая в первые месяцы была заблокирована из-за covid-19. И именно через Малашевиче пролегает один из главных маршрутов Нового Шелкового пути. В марте по широкой колее проехало 377 поездов, что составило 27 тыс. вагонов. При этом за аналогичный период прошлого года только 335 поездов (25 тыс. вагонов) проехали по отрезку широкой колеи в районе терминала Малашевиче.
В апреле через Кобыляны (станцию между Малашевиче и Тересполем, широкая колея) прошло 379 грузовых поездов, что составило 28 тыс. вагонов, 250 поездов были контейнерными. Суточная пропускная способность широкой колеи в 15 поездов в апреле была достигнута несколько раз. По данным компании, это означает максимальное использование системы широкой колеи. Ежедневно до 40 поездов проходят по широким и узким путям через Малашевиче.
Несмотря на общий рост транзитных перевозок по железной дороге, проблема обратной загрузки из Европы в Китай остается актуальной. По данным ОТЛК ЕРА в апреле перевозка груженых контейнеров из Европы выросла более чем на 80%. В то же время отправка груженых контейнеров из Китая выросла в 2,4 раза к аналогичному периоду прошлого года. На каждый поезд, отправляемый на Запад, могут приходиться десятки полупустых возвратных составов. Но относительная дешевизна и надежность ж/д перевозок во время пандемии создают новые возможности для грузоперевозчиков.
Российские транспортно-логистические компании принимают ряд мер, чтобы увеличить долю груженых контейнеров в Китай. Они развивают существующие сервисы, а также открывают маршруты и привлекают новые грузы. Однако, дисбаланс сохраняется, если на конец 2019 года мы сохранялась пропорция Китай – Европа Китай – 55 на 45%. Это был очень хороший показатель, который говорил о сбалансированности рынка. То, пандемия и остановка промышленного производства в Европе изменили это соотношение – на 70 к 30%. Этот показатель соответствует цифрам 4-5 лет назад. На выравнивание потоков потребуется время. Так еще и отмена ряда сервисов морских линий, а также простой транспорта на автопогранпереходах и жесткие условия транзита в ряде стран, все это значительно прибавляет грузооборота железнодорожным контейнерным перевозкам.
Участники рынка считают, что пока рано прогнозировать, когда окончательно сбалансируется грузопоток в коридоре «Европа – Китай» Однако эксперты уверены, что транзитные перевозки груженых контейнерах будут расти за счет открытия маршрутов и привлечения новых грузов.