Трафик Шелкового пути вырос в 2022 году: вот как развивались цифры.

В 2022 году объем перевозок между Китаем и Европой достиг новой вехи, несмотря на то, что, вероятно, это был один из самых нестабильных лет в евразийском транспорте. Согласно данным, опубликованным Рабочей конференцией China National Railway Group Co., Ltd. в начале января 2023 г., поезда Китай-Европа совершили в 2022 г. 16 000 рейсов и доставили 1,6 млн TEU.

По данным Китайской национальной железной дороги, эти цифры указывают на рост на 9% по сравнению с 2021 годом. После резкого всплеска за предыдущих 3 года назад тенденция роста трафика Шелкового пути вступила в стабильный период роста, при этом объемы неуклонно растут, несмотря на проблемы.

2022 год высветил дискуссию о росте трафика Шелкового пути. Это связано с тем, что 2022 год был исключительным, очень сложным, что добавило новых препятствий в и без того хрупкую евразийскую цепочку поставок. Конфликт России и Украины в конце февраля 2022 г. вызвал пессимизм у железнодорожных компаний, экспедиторов и грузоотправителей. Начался процесс поиска альтернативных путей доставок, поскольку западные санкции усложнили бизнес с Россией и железнодорожный транзит через страну.

Несмотря на прогнозы, что евразийские объемы испытают существенный удар, который приведет к их значительному падению, эти опасения в итоге не подтвердились. Напротив, объемы перевозок между Китаем и Европой продолжали расти. Однако при рассмотрении этих цифр следует обращать внимание на детали.

В частности, общая пропускная способность Китай-Европа выросла в 2022 году, однако это не свидетельствует о фактическом трафике между европейскими странами и Китаем, поскольку Китайская национальная железная дорога рассматривает Россию как европейское направление на Новом Шелковом пути.

При этом те 1,6 млн TEU, которые были перевезены в прошлом году, не отражают фактический объем перевозок между Европой и Китаем. При рассмотрении индекса Eurasian Rail Alliance видно, что объемы перевозок между европейскими хабами и Китаем сократились на 31,94% по сравнению с 2021 годом. В частности, в 2022 году объемы перевозок Европа-Китай как в восточном, так и в западном направлениях составили 386 374 TEU. В 2021 году это число составляло около 618 180 TEU.

Объем перевозок в западном направлении в 2022 году достиг 262 194 TEU, что на 30,33% меньше, чем в 2021 году (409 458 TEU). С другой стороны, объем перевозок в восточном направлении также сократился на 35,14%: было перевезено 124 098 TEU вместо 208 722 TEU годом ранее.

Как уже упоминалось, отрасль уже несколько месяцев обсуждает снижение объемов поставок из Китая в Европу. Действительно, снижение объемов имеет место быть, и европейские компании, работающие на Шелковом пути, справляются с вызовами, связанными с падением объемов перевозок.

Геополитическая нестабильность всегда влияет на бизнес. Особенно в контексте санкций, ограничений, волатильности рынка и незащищенности клиентов, характерных для 2022 года в целом, снижение объемов не стало неожиданностью. Тем не менее, падение не грозит глобальными проблемами. Несмотря на конфликт России и Украины, общий трафик Шелкового пути достиг нового максимума, а не рухнул, как опасались многие эксперты. Кроме того, двусторонние отношения между Европой и Китаем продолжают улучшаться, и обе стороны выражают стремление к более тесному сотрудничеству и оставляют место для дальнейшего роста Шелкового пути. Кроме того, ослабление политики Китая в отношении Covid-19 может еще больше увеличить движение по Шелковому пути, начиная с 2023 года.

В конце концов, как подчеркнул Якуб Вальчак из CH Robinson на саммите Европейского Шелкового пути 2022, вместо того, чтобы смотреть на относительно негативные цифры в настоящее время, евразийская грузовая железнодорожная отрасль должна готовиться к следующему пиковому сезону, который не за горами.

ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!