LTG закрывает офис в Китае.

Литовские железные дороги (LTG) официально начали процесс закрытия своего представительства в Китае. Решение относится к более широкому геополитическому контексту между двумя странами за последние полтора года. Политическая напряженность между Литвой и Китаем привела к полному изменению ландшафта Шелкового пути и их двустороннего железнодорожного сообщения с середины 2021 года. Теперь LTG, похоже, обрывает последние оставшиеся связи с Китаем.

Теперь LTG сосредоточится на работе с Дальним Востоком через Казахстан в обход России. «Мы ведем переговоры с казахстанскими компаниями о проекте, который мог бы связать Литву с Дальним Востоком и Средней Азией в обход России», – сказал генеральный директор LTG Эгидиюс Лазаускас. Однако является ли единственная цель LTG обходом России из-за конфликта России с Украиной и санкций? Можно, пожалуй, сказать нет.

Закрытие офиса LTG в Китае указывает на то, что трафик литовского Шелкового пути переживает кризис. Однако конфликт России с Украиной и диверсификация трафика с востока на запад в результате санкций против России и Беларуси – не единственная причина. Можно утверждать, что это был последний удар по связям литовского Шелкового пути.

Проблемы начались гораздо раньше. В частности, первые проблемы вокруг евразийского бизнеса Литвы появились в августе 2021 года, более года назад, когда ее правительство открыто выступило против Китая по вопросу о Тайване. Примерно в то же время Литва и Тайвань объявили о своем намерении укрепить свои связи, открыв представительства в каждой стране. Однако Китай не был доволен развитием событий и отозвал своего посла из Литвы, а прибалтийское государство призвал сделать то же самое.

Хрупкие дипломатические отношения Литвы и Китая быстро повлияли на евразийские транспортные связи. Всего за несколько дней информация об остановке китайских поездов, следующих в Литву, стала появляться в заголовках газет. Обе стороны продолжали противоречить друг другу: Китай утверждал, что политика не повлияет на железнодорожный транспорт, а Литва утверждала, что больше не принимает китайские поезда.

Истина была где-то посередине. Действительно, поезда Китай-Европа не переставали следовать транзитом через Литву в Калининград. Тем не менее, они уже не останавливались на литовских грузовых станциях, практически исключив Литву из Шелкового пути. Раньше поезда останавливались в Вильнюсе для загрузки и разгрузки контейнеров. Теперь такой возможности уже нет, поскольку поезда следуют прямо в Калининград, а контейнеры, предназначенные для рынка Литвы, выгружаются на пограничном переходе между Литвой и Калининградом, а оттуда грузовиками доставлялись обратно в Вильнюс.

Поскольку двусторонние отношения между двумя странами находятся в натянутом состоянии, а Литва больше не рассматривается Китаем как пункт назначения Шелкового пути, ситуация оставалась стабильной в течение почти года. Так было до середины августа 2022 года, когда Китай решил прекратить сотрудничество с Литвой в области международных перевозок и санкционировать любое сотрудничество с этой страной в ответ на визит литовского официального лица на Тайвань. Специалисты отрасли заверили, что это не повлияет на поезда Китай-Европа в Калининград.

Закрытие офиса LTG в Китае может означать конец эпохи. Однако его руководители видят в этом новую возможность. С одной стороны, компания больше ориентируется на налаживание более тесных связей на европейском рынке и с Украиной.

С другой стороны, LTG видит в Казахстане свои новые ворота на Дальний Восток и в Среднюю Азию. Будет ли эта стратегия успешной? Подход достаточно интересный с точки зрения маршрута. Как будут проходить евразийские поезда между Литвой и Казахстаном, если российский маршрут заблокирован? Будут ли LTG Cargo Polska и LTG Cargo Ukraine играть роль в перемещении грузов в направлении Черного моря и оттуда через Средний коридор в Казахстан? Вот некоторые вопросы, на которые стоит обратить внимание.

ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!