Нарушению цепочек поставок, связанных с морским транспортом, не видно конца, и в последние дни добавился новый фактор – угроза забастовок докеров и водителей грузовиков, обслуживающих порты.
По этим причинам ставки фрахта, которые снижались еженедельно, на прошлой неделе получили импульс и снова начали расти. Но основными факторами, определяющими ситуацию, являются постоянные заторы в узловых портах Азии, США и Северной Европы, задержки с прибытием судов, отсутствие порожних контейнеров и высокая заполняемость складских мест в портах.
Увеличенная производительность
Со стороны предложения услуг ситуация в этом году гораздо более благоприятная. Мировой контейнерный флот увеличился за первые пять месяцев текущего года на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составляет 51,4 млн TEU. До ковида среднегодовой прирост флота составлял около 5% ежегодно. В три раза более высокие темпы роста флота являются результатом высокой рентабельности морских перевозок, что привело к активизации всех резервов на рынке – включению старых судов в рейсы и большому масштабу заказов в течение двух лет на новые суда, которые планомерно вводятся в эксплуатацию.
По данным Hamburg Container xChange в прошлом году на рынке были перепроданы контейнеровозы общей вместимостью всего 400 000 TEU по сравнению с 1,6 млн TEU в 2019 году. Судоходные линии не продавать свои суда, а отправлять их в рейсы. Неудивительно – в 2021 году чистая прибыль судоходных компаний достигла 150 миллиардов долларов, а в этом году она может удвоиться. Однако, в целом, из-за длительных задержек судов эффект от увеличения пропускной способности транспорта практически незаметен.
Контейнеры дорожают
После начала российско-украинского конфликта и ковид-локдаунов в Китае цены на контейнеры начали падать, хотя и остались на более высоком уровне, чем в 2019 году. Однако они стоимость ящиков разнообразнится, в зависимости от порта. Согласно данным Container xChange, цены на 20-футовые контейнеры в Дуйсбурге показали наибольшее падение в апреле – на 16,8 % до 1 933 долларов, чуть меньше в Дубае – на 14,4 % до 2 182 долларов.
В мае цены на контейнеры снова начали расти. Самые дорогие 20-футовые 23 мая были в Лос-Анджелесе ($2,523/TEU), Mundra ($2,413) и Милане ($2,348). Самые дорогие 40-футовые контейнеры были перечислены в Хошимине (4 443 доллара США / FEU), Шанхае (4 400 долларов США) и Мундра (4 369 долларов США).
Рынок крайне волатилен. Мы наблюдаем ослабление спроса и понижательное давление на цены как на новое, так и на подержанное оборудование. Мы видим, что все больше единиц продается на вторичном рынке в Азии. Долгосрочные цены действительно зависят от того, как долго будет продолжаться ситуация с перебоев в Китае, потому что, например, если порты будут разблокированы, цены снова начнут расти, – сказал Дэнни ден Бур, директор по глобальным продажам компании SeaCube Containers, зарегистрированной на Бермудских островах.
Угроза забастовки докеров
Согласно комментарию Ningbo Containerized Freight Index (NCFI), фрахтовые ставки из Азии в Европу отражали «стабильные рыночные основы спроса и предложения» в последние недели и, следовательно, практически не изменились. Ставки фрахта по спотовым контрактам на перевозку грузов в контейнерах, которые к середине мая явно снижались, вновь начали расти. Некоторые аналитики видят в этом не только вступление рынка в пиковый период летних перевозок, но и угрозы новых сбоев: протестные акции докеров и водителей грузовиков. В частности докеры бастуют в Гамбурге, забастовки водителей грузовиков продолжаются в Южной Корее, периодически возобновляются в США.
Чиновники портового управления отмечают, что заработная плата докеров на Западном побережье приближается к 195 000 долларов в год, поэтому они не должны требовать повышения. В свою очередь, руководители профсоюзов ILWU/PMA напоминают, что судоходные линии заработали в прошлом году 150 миллиардов долларов, и они не делят прибыль с другими звеньями в цепочке поставок. Угроза забастовки вполне реальна, и вспоминается, что 10-дневная забастовка докеров в 2002 году обошлась экономике США в «миллиарды долларов».
В свою очередь, переговоры между представителями работодателей, работающих в морских портах Германии, и профсоюзом Verdi, которые состоялись 10 июня, не привели к соглашению. Этот конфликт может привести к дальнейшим трудностям не только в портах Северной Европы, но и в функционировании логистических цепочек в Западной и Центральной Европе.
Ставки фрахта повышаются
В котировках 9 июня Drewry’s Composite World Container Index был оценен в 7 579 USD/FEU по сравнению с 7 326 неделей ранее. Фрахтовые ставки на маршруте Шанхай-Роттердам составили 9 799 долларов США и 9 736 долларов США / FEU соответственно, а на маршруте Шанхай-Генуя: 11 485 долларов США и 11 676 долларов США. Шанхайский индекс контейнерных перевозок вырос на 0,6 п.п. на прошлой неделе до 4 233,3 USD/TEU. С другой стороны, в котировках Freightos индекс FBI продолжил снижаться и на 10 июня составил $7 261/FEU (недельное падение на 1,5%), хотя на линии Китай-Северная Европа показатель составил $10 697/FEU и вырос на 1%
ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!